Авторская колонка Владимира Сапунова.
Минувшая неделя, наконец, принесла хорошие новости о СВО на Украине. Начались долгожданные масштабные удары по инфраструктурным объектам противника. Такие атаки должны не только нанести неприятелю серьёзный материальный ущерб, но и сыграть свою роль в медийном поле, стать важной частью информационно-психологического обеспечения СВО. То, что мы советовали делать ещё в апреле.
Удары продолжаются уже четыре дня, и это даёт надежду на системную работу по разрушению критической инфраструктуры неприятеля. Уже после первого дня работы нашей артиллерии и авиации профильное украинское министерство сообщило, что из строя было выведено около 30% энергетической инфраструктуры бывшей УССР. Важно и то, что атака была хорошо проведена с медийной точки зрения — чему способствовали удары по центру Киева, по Львову и Днепропетровску. Кроме того, атакованы были все области Украины, что посрамило критиков, говоривших, что Россия больше не способна проводить масштабные ракетные операции, подобные тем, что были осуществлены в конце февраля. Оказалось, что ещё как способна. И ракет хватает.
Сразу возникли опасения, что акция будет разовой и показательной. Однако последовавшие дни продемонстрировали, что это не так, а удары приняли очертания планомерности. Помимо ТЭЦ и ЛЭП, удары наносятся по железнодорожным узлам и непосредственно военным объектам. Вопросы, правда, остаются. Поскольку, судя по всему, не разрушались трансформаторные подстанции 750 кВт, уничтожение которых нанесло бы противнику наиболее сокрушительный удар — ведь они используются для питания АЭС. Не трогают также ГЭС. В понедельник президент заявил, что ответ будет даваться, если противник не прекратит террористическую деятельность. Замаячила перспектива того, что удары в понедельник были просто предупреждением.
Дальнейшие события показали, что это скорее всего не так. Неприятель обстрелы российской территории, разумеется, не прекратил, о чём свидетельствуют, вчерашние и сегодняшние удары по Белгороду и области, и проведение ракетных атак по инфраструктурным объектам Украины просто обязано вестись в перманентном режиме и до полного выполнения задач. Эти удары должны неизбежно сказаться на фронте, что всегда происходит при затруднении работы в тылу. Это и затруднение военной логистики, да и самое простое — ПВО противника теперь приходится возвращать на западную Украину с линии фронта и близких к ней районов, таких как Днепропетровская область.
Не говоря уже о том, что такие атаки сильно поднимают настроение российской армии и народу. А для неприятеля всё наоборот. Важно и то, что наше военно-политическое руководство, наконец, прислушалось к мнению гражданского общества, которое уже который месяц требует ужесточения СВО и нанесения ударов по военно-транспортной инфраструктуре противника, которая является абсолютно законной целью с точки зрения правил ведения войны.
Однако лиха беда начало. Мы по-прежнему ждём ударов по центрам принятия решений и другим медийно значимым объектам. Равно как и продолжения атак на энергетическую инфраструктуру Украины — в мере, достаточной для выведения её из строя до такой степени, чтобы это серьёзно сказалось на военной логистике противника. Для этого же необходимы и удары по железнодорожным узлам и тяговым подстанциям, особенно на западной Украине. И по мостам через Днепр, которые ещё надо потрудиться, чтобы разрушить. Но делать это необходимо.
Запад продолжает вредить
Тем более, что Запад, осознавая серьёзный медийно-военный эффект от акций, начавшихся 10 октября, спешит поставить ВСУ новейшие ПВО. И первые экземпляры уже поступают на фронт. Это, например, немецкие комплексы IRIS-T такого уровня, что ещё нет даже у самого Бундесвера. И, хотя эти установки не тестировались в боевом режиме, а последние серьёзные испытания на учениях «ирисы» проходили ещё в 2002 году — судя по технико-тактическим характеристикам, это очень серьёзное ПВО, способные затруднить работы русской артиллерии и авиации на отдельных участках. Именно на отдельных, поскольку 4 расчёта, которые немцы отдают украинцам, разумеется, неспособны создать никакой эшелонированной обороны. И будут лишь дополнением к 250-300 комплексам С-300, которые сейчас находятся на вооружении у ВСУ.
Но надо понимать, что, во-первых, IRIS-T по характеристикам лучше, чем советские экземпляры С-300, которыми располагают украинцы. А во вторых — это только пробный камень. Уже появилась информация, что комплексы ПВО NASAMS (норвежский вариант натовской противовоздушной обороны малой и средней дальности) уже едва ли на подходе к Украине, а то уже и там. Новейшая версия этого детища американской компании Raytheon, как и последний вариант IRIS-T, ещё не проходил серьёзного тестирования. О поставках своих систем Hawk заявила Испания, Франция обещает развернуть на Украине радарно-локационную сеть против дронов, появились сообщения, что предоставит свои ПВО и Великобритания. Ну а там и до американских Patriot и THAAD недалеко. А вот это уже будет напоминать классическую сетецентричную ПВО, которая должна будет, согласно натовской военной традиции, завоевать господство в воздухе (российская концепция больше предполагает использование ПВО в оборонительных целях).
Поскольку то, сможет ли Россия физически затруднить поставки западного вооружения, вызывает вопросы, необходимо уже сейчас нанести военно-транспортной и энергетической системам Украины максимальный урон. Кстати, для того, чтобы те же ПВО работали с гораздо меньшей эффективностью. А то и вообще не доходили до районов боевых действий. Ну, а мы будем ждать, когда наши беспилотники-камикадзе «Ланцет» и «Герань-2» (последние на основе иранских Shahed-136) начнут регулярную охоту за украинскими и теперь уже натовскими ПВО. Хотя лучше, конечно, чтобы последние уничтожались ещё «на марше», до вступления в военные действия.
Стабилизация фронта
Очевидно, что массированные удары по территории Украины уже сказались на ситуации на фронте. Пока, в основном, они имеют психологический эффект. Но, как уже говорилось выше, удары по украинскому тылу вскоре неизбежно скажутся и на линиях боевого соприкосновения.
Как вы то ни было, на сегодняшний день украинское контрнаступление приостановлено. Стабилизировался фронт по линии Кременная-Сватово на границах Харьковской области и ЛНР. Российским войскам даже удалось провести контратаки и вернуть несколько сёл, наиболее важным их которых является Торское. Бойцы ЧВК «Вагнер» ведут наступление и ожесточённую борьбу за Артёмовск, медленно, но верно, продвигаясь к центру города. Тем не менее, противник осуществляет перегруппировки, угрожая провести очередные наступления в направлении Берислава Херсонской области, а также в районе Гуляй-Поля и Пологов в Запорожской области. Для этого концентрируются значительные силы. Все направления являются критически важными, поскольку падение Кременнной будет означать непосредственную угрозу агломерации Северодонецк-Лисичанск, атака на Запорожском направлении ставит целью выход неприятеля к Азовскому морю, а прорыв южного фронта будет грозить не только Херсону, но и, в перспективе, Крыму.
Поскольку на всех перечисленных направлениях противник имеет перевес в живой силе, опасность, разумеется, существует. Но не будем рисовать апокалиптические сценарии, ведь нет сомнений, что в Минобороны сделали выводы из сентябрьских неудач. На фронт постепенно будут прибывать мобилизованные. А удары по украинской инфраструктуре заставят киевский режим больше думать о самосохранении, чем о масштабных наступлениях. Особенно если системная работа по разрушению военно-транспортной и энергетической инфраструктуре будет продолжаться. Но пока надо сконцентрироваться на долгой и упорной обороне. Кстати, скоро закончится «зелёнка», «развезёт» почву, а значит защищаться будет легче.
События этой недели сильно подняли нашему гражданскому обществу настроение и дали новую надежду на победу. Как мы повторяем каждый раз в этой колонке — иного выхода, чем победить, у России просто нет. На этой неделе опять замаячили турецкие предложения организовать переговоры России, США, Великобритании и Франции по «мирному урегулированию на Украине». Либерально-бюрократическая часть нашей элиты уже начала попискивать в надежде на новый «договорнячок», «почётный слив». К счастью, Байден такие предложения отмёл сразу, его поддержал и Макрон. Запад по-прежнему надеется на военную победу на Украине, поэтому у нас нет других вариантов, как нанести Украине тяжёлое военное поражение. Вот тогда и мирное урегулирование можно будет обсуждать. Точнее, полную капитуляцию Украины.