Найти тему
Первая учительница

Читательская грамотность. Откуда взялось это "модное" понятие? Примеры заданий для школьников

Оглавление

Добрый день! Сегодня на канале "очень умная" 🧐статья, которая пригодиться в основном моим коллегам. Но и родителям школьников тоже будет полезно узнать о таком нововведении, как "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ". А самое интересное - ознакомиться с примерами заданий по формированию читательских умений.

Итак, понятие «читательская грамотность» появилось еще в 1991 г. Тогда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследование качества чтения PIRLS, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники чтения, но в широком функциональном контексте.

❗А именно как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения.❗

Если простыми словами, то уже в начальной школе ( и далее) дети принимают участие в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), направленном на оценку качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы.

Вы спросите почему? Потому что Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

А это означает, что российские школьники принимают участие в международных исследованиях 🌐

Я сейчас прохожу обучение по теме "Функциональная грамотность младшего школьника" и буду с вами делиться "новостями с полей".

Вернемся непосредственно к ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Основные цели чтения:

  • чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
  • чтение с целью получения и использования информации.

Первая цель реализуется в процессе чтения художественных текстов. Вторая цель – в процессе чтения информационных текстов (научно-познавательных, текстов-приглашений, путеводителей и т.п.).

Группы читательских умений, обеспечивающих относительную полноту понимания текста:

  • находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
  • делать на основе этой информации несложные выводы, умозаключения;
  • интерпретировать и интегрировать (обобщать) отдельные сообщения текста;
  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Нахождение информации, представленной в тексте в явном виде

  1. Найти конкретные сведения.
  2. Найти в тексте значения слова или фразы.
  3. Определить тему или основную идею текста в случае, если они представлены в тексте в явном виде.
  4. Определить время и место действия рассказа, если они представлены в тексте в явном виде.

Формулирование прямых выводов, простых умозаключений

  1. Установить связь между двумя событиями.
  2. Понять, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте.
  3. Понять обобщения, сформулированные в тексте.
  4. Вывести общий смысл, основываясь на двух утверждениях.
-3

Интерпретация и интеграция информации

  1. Понять общую идею текста.
  2. Понять характер героев.
  3. Сравнить и противопоставить информацию текста.
  4. Понять настроение рассказа.
  5. Найти практическое применение информации текста.

Анализ и оценка содержания, языка и структуры текста

  1. Оценить правдоподобность описанных событий.
  2. Описать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного конца.
  3. Оценить полноту или ясность информации, представленной в тексте.
  4. Определить отношение автора к обсуждаемой проблеме.
-5

Где найти примерные задания?

Как Вам такой материал - сложно? Интересно? Что-то понятно? Очень интересно узнать мнения читателей: продолжать ли освещать вопросы функциональной грамотности?

Что Вы в целом думаете о всех этих международных исследованиях?