Добрый день! Сегодня на канале "очень умная" 🧐статья, которая пригодиться в основном моим коллегам. Но и родителям школьников тоже будет полезно узнать о таком нововведении, как "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ". А самое интересное - ознакомиться с примерами заданий по формированию читательских умений.
Итак, понятие «читательская грамотность» появилось еще в 1991 г. Тогда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследование качества чтения PIRLS, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники чтения, но в широком функциональном контексте.
❗А именно как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения.❗
Если простыми словами, то уже в начальной школе ( и далее) дети принимают участие в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), направленном на оценку качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы.
Вы спросите почему? Потому что Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
А это означает, что российские школьники принимают участие в международных исследованиях 🌐
Я сейчас прохожу обучение по теме "Функциональная грамотность младшего школьника" и буду с вами делиться "новостями с полей".
Вернемся непосредственно к ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Основные цели чтения:
- чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
- чтение с целью получения и использования информации.
Первая цель реализуется в процессе чтения художественных текстов. Вторая цель – в процессе чтения информационных текстов (научно-познавательных, текстов-приглашений, путеводителей и т.п.).
Группы читательских умений, обеспечивающих относительную полноту понимания текста:
- находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
- делать на основе этой информации несложные выводы, умозаключения;
- интерпретировать и интегрировать (обобщать) отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Нахождение информации, представленной в тексте в явном виде
- Найти конкретные сведения.
- Найти в тексте значения слова или фразы.
- Определить тему или основную идею текста в случае, если они представлены в тексте в явном виде.
- Определить время и место действия рассказа, если они представлены в тексте в явном виде.
Формулирование прямых выводов, простых умозаключений
- Установить связь между двумя событиями.
- Понять, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте.
- Понять обобщения, сформулированные в тексте.
- Вывести общий смысл, основываясь на двух утверждениях.
Интерпретация и интеграция информации
- Понять общую идею текста.
- Понять характер героев.
- Сравнить и противопоставить информацию текста.
- Понять настроение рассказа.
- Найти практическое применение информации текста.
Анализ и оценка содержания, языка и структуры текста
- Оценить правдоподобность описанных событий.
- Описать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного конца.
- Оценить полноту или ясность информации, представленной в тексте.
- Определить отношение автора к обсуждаемой проблеме.
Где найти примерные задания?
Как Вам такой материал - сложно? Интересно? Что-то понятно? Очень интересно узнать мнения читателей: продолжать ли освещать вопросы функциональной грамотности?
Что Вы в целом думаете о всех этих международных исследованиях?