Всем доброго дня!
В интернете много статей на тему ошибок налоговых органов, которые позволят отменить решение по результатам выездной.
Однако, ошибки совершают не только налоговики, но и сами налогоплательщики.
И главная ошибка, с моей точки зрения, отказ в привлечении профессионального юриста, адвоката.
Поверьте, это не рекламный призыв. Когда ко мне обращаются после принятия решения по результатам выездной, очень сложно что-либо исправить: все документы у налоговиков, допросы и осмотры проведены, все доказательства против вас задокументированы.
Да, услуги юриста стоят недешево. Но стоит взвесить расходы на юриста и убытки после выездной. Убытки будут в сотни раз превышать юридические расходы.
Многие директора сваливают всю работу по проверке на своего бухгалтера, тем самым подставляя себя.
Во-первых, для любого бухгалтера выездная проверка вызывает панику, стресс. У тебя в офисе, а то и в кабинете, сидят инспекторы, которые требуют от тебя предоставить документы и пояснения немедленно, здесь и сейчас. И их не волнует, что у бухгалтера помимо проверки есть текущая работа. В такой ситуации можно и ляпнуть чего, не подумав.
Во-вторых, налоговики не так просты, как кажутся. Они Вам будут улыбаться, говорить, что бухгалтеру совершенно нечего переживать, они же пришли помочь. И многие бухгалтеры ведутся на это. И сами того не замечая, начинают «сливать» конфиденциальную информацию проверяющим.
А если бухгалтер обижен на руководство, то это «золотой» человек для налоговика. Поверьте, инспектор сделает все, чтобы получить нужную для себя информацию.
В-третьих, у Вас нет полного контроля над ситуацией. Скинув все на бухгалтера, директор закрывается в своем кабинете и ждет, когда налоговики уедут. Бухгалтер же все решит. Да, решит конечно. Только в чью пользу будет решение???
Не убедила?? Продолжаем.
Приведу несколько принципов моей работы в ходе сопровождения выездной
1. Как представитель компании, все общение с проверяющими я беру на себя.
Проверяющие общаются с директором только при знакомстве (происходит обычно при вручении решения о проведении выездной). Общение бухгалтера и проверяющего я также стараюсь максимально ограничивать. Если это невозможно, общение происходит только в моем присутствии и под моим контролем.
Все встречи с проверяющими провожу я, запрос документов происходит через меня, что позволяет снизить уровень стресса у бухгалтера и не отвлекать его от текущей работы. Директор компании от меня получает всю информацию о ходе проведения проверки.
2. Предоставление документов проверяющим только после моей проверки.
Налоговики в ходе проведения выездной, запрашивают очеееень большой объем документов. И если в компании один бухгалтер, ему будет сложно, во-первых, подготовить такой объем, а, во-вторых, еще раз проверить наличие всех обязательных реквизитов в документе.
Обычно вместе с решением о назначении выездной налогоплательщику вручается уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Пример реального уведомления, полученного налогоплательщиком
Ну как Вам такой запрос??? Кстати, возьмите на заметку. Обычно эти запросы стандартные у всех проверяющих.
Скажу сразу, что готовиться к проверке нужно конечно заранее. Но не всегда это получается. Поэтому я не только помогаю бухгалтеру все собрать, проверить и исправить (при необходимости), но и согласовываю с проверяющими наиболее удобную дату для выезда проверяющих в офис.
Часто в ходе проверки запрашиваются документы, не относящие к предмету проверки. В таком случае необходимо указать проверяющим на это, тем самым мотивированно отказать в предоставлении таких документов.
Или налоговики, получив документ, начинают мучить бухгалтера вопросам. При это вопрос формулируется так, что, видимо, сам проверяющий не понимает, чего спрашивает. Видя такие мучения, я перефразирую вопрос, чтобы бухгалтеру был понятен его смысл.
На заметку!! Бухгалтерия часто карандашиком ставит на документах заметки, например, дата принятия документа к учету. Реальный случай, документ от января 2018 года, а заметочка сделана «принят март 2020 года». И тут-то полетели вопросы: «А что это такое?», «А почему документ принят позже?» и т.д.
Так вот чтобы такого не было, все пометки на документах удаляем. Чем меньше мы даем поводов для вопросов, тем лучше.
3. Свидетеля нужно готовить к допросу. Допрос только в моем присутствии.
Показания свидетелей являются очень веским доказательствам либо правоты налоговой, либо налогоплательщика.
Дабы показания свидетелей были в пользу налогоплательщика, свидетеля необходимо подготовить к допросу и присутствовать на самом допросе в качестве представителя.
Секреты подготовки свидетелей, простите, раскрыть не могу, профессиональная тайна)) Каждый выбирает свою тактику подготовки. Но «мои» свидетели приходят на допрос спокойными, уверенными в своих силах и не хуже меня противостоят давлению проверяющих.
Налоговики не любят присутствие на допросе представителей и пытаются всячески его не допустить к участию в допросе. В моей практике, проверяющая сначала минут 15 изучала мою доверенность на предмет участия в допросе, потом изучала доверенность уже с руководителем отдела. В итоге, после моих слов «не будет представителя, не будет и допроса», я была допущена и допрос был проведен.
Проверяющие всегда проводят допрос под давлением, пытаясь получить от свидетеля «нужные» для себя показания, меняют формулировки ответа либо вообще на вносят в протокол показания.
Поэтому важна не только подготовка, но и сопровождение. Присутствие представителя дисциплинирует инспекторов при допросе, исключает возможность оказания психологического воздействия, угроз и запугиваний.
Все остальные мероприятия налогового контроля в ходе ВНП также проводятся под моим чутким контролем. Моя задача не только предоставить правильные документы, но и предугадать действия и планы проверяющих, чтобы быть всегда на шаг впереди.
Надеюсь, что я убедила Вас в необходимости привлечения юристов, адвокатов при назначении выездной. Не пренебрегайте этим советом.
Дополнительные рекомендации:
- Проверяющим выделяется отдельное помещение (комната) для их размещения !!! НЕ В ОТДЕЛЕ БУХГАЛТЕРИИ.
Цель – ограничить доступ к документам, не имеющим отношение к проверке, и исключить возможность общаться с сотрудниками бесконтрольно
- Офис должен быть подготовлен к проверке, в том числе:
- проведена инвентаризация документов (архивные документы лучше хранить вне офиса или в специально оборудованном помещении);
- компьютеры, на которых хранится важная информация, должны быть оборудованы съемными носителями, на которых должна храниться Ваша важная электронная документация.
- Сотрудники подготовлены
Цель - исключить утечку информации, не предназначенной для проверяющих.
Во время проверок сотрудникам необходимо ограничить обсуждение рабочих вопросов вне рабочих мест: в коридорах, курилках, столовых. Проверяющие собирают информацию в т.ч. и из таких "случайно подслушанных" бесед.
!!! Не помогайте проверяющим, но и не противодействуйте им.
Показное добродушие чиновника во время проверки может быть и уловкой, рассчитанной на то, что надлежащей подготовки к проверке не последует, что приведет к печальным результатам (для проверяемого).
И пусть око налоговой всегда будет направлено в противоположную от нас сторону!
#налоговая проверка #выездная проверка #налоговая #надежда гусева