Найти тему
dvnovosti.ru

Нефтяной катастрофой грозят американцы Хабаровскому краю

Экологическая катастрофа якобы может случиться, если Россия не снимет арест с 700 тыс. баррелей нефти, которые находятся в резервуарах экспортного терминала «Сахалин-1» в Де-Кастри, и не позволит экстренно вывезти «черное золото» до наступления отрицательных температур. Есть данные, что в трубопроводе сейчас «скопилась смесь нефти и воды, которую нужно вытеснить в резервуары, чтобы не допустить ее замерзания и повреждения объектов». Но это невозможно, поскольку резервуары в Де-Кастри под завязку заполнены готовой продукцией, на которую наложен арест. Как так получилось и возможна ли экологическая катастрофа — разобрался DVHAB.ru.

Проект заморожен

Сейчас «Сахалин-1» фактически заморожен. ExxonMobil объявил, что выходит из всех российских проектов в марте. С 26 апреля американская компания в одностороннем порядке, без согласования с другими участниками, начала поэтапную остановку добычи. В результате оказалась практически парализована работа всех магистральных и промысловых трубопроводов, нефтяных платформ, других объектов на Сахалине и в Хабаровском крае.

Последний танкер с нефтью покинул терминал Де-Кастри 6 мая, а 15 числа производство на проекте «Сахалин-1» практически остановилось. Согласно данным комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, с мая в результате действий корпорации ExxonMobil добыча на проекте снизилась в 22 раза.

В сентябре Генпрокуратора России подала иск о взыскании налоговой задолженности с американской компании. В качестве обеспечительной меры на все имущество проекта «Сахалин-1» был наложен арест.

По данным «Роснефти», в результате резервуары на терминале в Де-Кастри заполнены на 95%, нефть «стоит» и в трубопроводе, ее отгрузка не ведется. Зарубежные танкеры не берутся за это из-за санкций, своих у России практически нет, а вывезти такое количество «черного золота» по суше не представляется возможным из-за ужасного состояния автодороги до Де-Кастри.

Профиль «трубы»

По словам специалистов, из-за профиля «трубы» через Татарский пролив в ее нижних точках действительно скопилась вода (она тяжелее нефти, поэтому скатывается вниз).

- Точка замерзания морской воды ниже, чем у обычной, - около минус 2-3 градусов по Цельсию. Поэтому при достижении отрицательных температур разрыв трубопровода теоретически возможен. Нужно иметь один участок со скопившейся водой и все. Однако именно в нижних точках, на дне, температура морской воды вряд ли опустится до отрицательных температур. Для наземных участков есть свои методы борьбы с перемерзанием. Так что не вижу причин для паники. Другое дело, что из-за нарушения технологических процессов возможно ухудшение характеристик месторождений, и работу всего проекта «Сахалин-1» надо как можно быстрее восстанавливать, - объяснил ситуацию бывший работник терминала в Де-Кастри.

Седьмого октября президент Владимир Путин подписал указ переводе проекта «Сахалин-1» в российскую юрисдикцию, создан новый оператор. Но удастся ли быстро перезапустить производство — большой вопрос.

- Наладить ритмичную работу проекта «Сахалин-1» без технологий западных партнеров вполне можно и нужно, но быстро это сделать не получится. Я думаю, могут уйти годы, а достигнуть прежнего качества все равно не выйдет. Нашу страну поразила «голландская болезнь» - снижение эффективности экономики из-за увеличения экспорта сырьевых ресурсов. Ни для кого это не было секретом, долгие годы шли разговоры о том, что надо на нефтедоллары развивать собственные технологии, а не закупать импортные. Но по большому счету так ничего и не было сделано, сверхдоходы потрачены, по сути, в никуда. В итоге теперь приходится решать массу проблем в условиях тотальных санкций и режиме форс-мажора, - считает Вадим Заусаев, доктор экономических наук.

Отметим, что в январе нынешнего года Шелли Бир приезжала в Хабаровск и обсуждала с краевыми чиновниками строительство Дальневосточного завода по производству сжиженного природного газа в поселке Де-Кастри. Этот проект сейчас тоже свернут, его перспективы крайне туманны.

СправкаВ проекте «Сахалин-​1» кроме ExxonMobil и «Роснефти» участвуют SODECO (Япония) - 30% и ONGC (Индия) — 20%. Общие запасы месторождений оцениваются в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа. Годовой объем добычи на проекте - 11,3 млн тонн нефти. Иностранные участники проекта до начала ноября должны уведомить власти РФ о том, намерены ли они продолжать сотрудничество.

Напомним, что власти региона предлагали компании ExxonMobil поучаствовать и в строительстве приливной электростанции, а также в производстве «зеленого» водорода. Все это оценивалось в сумму около четырех - пяти триллионов рублей.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото ИА Regnum