Найти тему
Александр Позин

Праздник Русского единства

Покров, Покрова - и этот самый русский праздник ныне стал на острие борьбы за Русский мир. Уже который год этот светлый праздник пытаются приватизировать наши доморощенные украинские фашисты, выхолащивая его общерусскую суть. Очередной материал - в рубрике «Даты, события, люди». Этот блог об исторических датах, которые стоит не отмечать, но помнить, о тех событиях в жизни человечества, которые достойны упоминания, о людях, оставивших заметный след, как хороший, так и плохой, в памяти людской. Статья была написана ещё в 2011 году, но её содержание по-прежнему актуально.

Последние тёплые дни и засыпающую к зиме природу в самой серёдке осени, 14 октября (1 октября по старому стилю), озаряет дивный и тёплый праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. Это, пожалуй, самый любимый на Руси христианский праздник. А появление этого праздника связывают с личностью Великого князя Андрея Боголюбского.

Самый загадочный князь

Андрей Юрьевич Боголюбский в нашей истории – один из самых загадочных и парадоксальных персонажей. И самых недооцененных. Знающим русскую историю в пределах школьного курса времена Киевской Руси представляются одним большим неизменным куском, состоящим из варягов, богатырей, мечей, князей, усобиц и храмов. А ведь жил князь Андрей совершенно в другую историческую эпоху, чем первые киевские князья. После Лбечского съезда князей, провозгласившего принцип наследования князьями земель своих отцов – «Каждый да держит отчину свою» – в каждой русской земле стали образовываться местные великокняжеские династии.

Андрей Боголюбский возникает в истории как-то сразу и вдруг в 1146 году, когда ему уже тридцать пять лет. Никаких упоминаний о нем в летописях ранее этой даты нет (насколько я знаю). Более чем странно, поскольку в те времена жизненное поприще начиналось очень рано, большинство княжеских отпрысков уже подростками сидели на княжеских столах, управляли огромными землями, водили в походы дружины. Например, дед Боголюбского, Владимир Мономах уже в 12 или 13 лет был назначен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю.

Часть исследователей считает, что всю свою молодость Андрей Боголюбский провёл в Залесье. Другие историки рассматривают вероятность пребывания Боголюбского в Западной Европе, его дружбу со знаменитыми современниками Фридрихом Барбароссой, Людовиком VII и участие во Втором крестовом походе. Так это или нет, судить не берусь, однако влияние романского стиля и эстетики в архитектуре Северо-Восточной Руси бесспорно. Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом.

Новые вызовы и ответ князя

«Достать» Киев было мечтой каждого князя. Например, отец Андрея Боголюбского, могучий князь Ростово-Суздальского края Юрий Долгорукий отдал годы борьбе за великокняжеский стол, за что и снискал свое прозвище. Утвердившись в Киеве, Юрий Долгорукий посадил близ него в укрепленном замке Вышгороде свого старшего сына Андрея. А тот, вопреки отцовской воле, бежит из богатой Киевщины в дикое необжитое Волго-Окское междуречье! Почему?

Во-первых, постоянные княжеские усобицы и набеги половцев изрядно разорили Приднепровье. Некоторые местности полностью обезлюдили. Летопись сообщает, что Андрей

смущался, видя настроение своїй братии, племянников и всех сродственников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваются великого княжества Киевского, ни у кого ни с кем миру нет и оттого все княжества запустели, а со стороны степи все половцы выпленили.

А куда, собственно говоря, ушло население некогда процветающей и густонаселенной Киевской земли? Туда же, куда устремиля и князь! Люди бежали в Залесье от внешних невзгод и княжеских неурядиц. Постепенно

Русь днепровская сменяется Русью верхневолжской… Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то. Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, – всё это южно-русские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси. Это перенесение южнорусской географической номенклатуры на отдалённый суздальский Север было делом переселенцев, приходивших сюда с киевского юга. Колонисты принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера «не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов.

- В.О.Ключевский.

Кроме того, население Нижнего Поднепровья начинает меняться и этнически. По мере миграции коренного русского населения в верховья Волги и в сторону Карпатских гор южно-русские князья вынуждены заселять Киевщину кочевниками. Расселялись по Днепру, в Поросье печенеги, узы, гузы, торки, ковуи, турпеи, боуты, каспичи, берендеи. Известные в летописях под общим наименованием «чёрные клобуки», они являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех вооружённых предприятиях, особенно в русских междоусобицах. Со временем в Киевском княжестве черные клобуки стали важным политическим фактором и зачастую совместно с Киевскими боярами принимали решение о приглашении на княжение того или иного князя.

Ослаблению роли Киева объективно способствовали и структурные сдвиги в мировой торговле и международной обстановке. Старый торговый путь «из варяг в греки», становой хребет в момент образования Руси, потерял свое значение. Результатом крестовых походов стали новые торговые маршруты. Европа и Азия встретились в Средиземноморье. Расцвели Генуя и Венеция. Рабов, шелка и пряности стали возить венецианские галеры, а не русские ладьи. Киев в новом раскладе оказался лишним. Каспий и Волга становились магистралью к богатствам Средней и Передней Азии, Индии и Дальнего Востока. А ключом к Волге была Ростово-Суздальская земля, Волго-Окское междуречье. Отныне туда постепенно перемещается центр державы, туда перетекают жизненные силы русского народа.

Владимирская богоматерь

-2

Решиться на уход, по сути, побег, вопреки воле крутого и властного отца было нелегко. Разрешение сомнений, утоление печали, ответ на обиды средневековый человек искал в религии. Андрей Боголюбский в этом не отличался от современников. В церкви Вышгорода находилась икона византийского письма, изображавшая Богоматерь с младенцем. Необычная манера написания иконы пленила князя. Она написана в коричневых и оливковых тонах, а на их фоне выделяется светло-золотистый лик младенца, которого Богородица обречена принести в жертву за все человечество. Мария смотрит на сына и мир с бесконечной скорбью, а Христос, словно пытаясь утешить, обнял шею матери и прижался к ее щеке.

С чудотворной иконой не так страшен гнев отца, укрепляются мысли о правоте творимого дела. И Боголюбский, прихватив с собой икону,  вместе с княгинею и дружиной отправляется на север.

Икона стояла на носу разукрашенной княжеской ладьи: лодки дружинников как бы составляли ее свиту. По дороге в городах и на волоках, по которым лодки переносились по суше, совершались молебны. На месте молебнов сооружалась часовня или ставился крест. Часовни и кресты были не только проявлением благочестия, но, что важнее, вехами, указывающими переселенцам путь из степной Киевщины в Залесье

- Б.И.Бродский.

Новый стольный город

-3

Нам неизвестно, как отреагировал Юрий Долгорукий на дерзкий поступок сына, но в 1157 году он умер, отравленный киевскими боярами. Старшим князем среди Мономашичей становится Андрей Юрьевич. Однако, став великим князем, Андрей Боголюбский не поспешил в Киев, «на отчину и дедину», как говорили в то время, занимать великокняжеский стол. Он не покинул северных земель, а вознамерился перенести из Киева великокняжеский стол во Владимир, предоставив княжить в Киеве своим младшим родственникам.

С того момента, когда Владимир был предпочтен Киеву, ясно обозначился поворот в исторической жизни русского народа: ее сосредоточие с юга переходило на северо-восток.

- Д.И.Иловайский.

Очередной политический маневр князя был не менее ловок и изящен. Столицей Северо-Восточной Руси стал не древний Ростов, и даже не Суздаль, а пригород его, основанный дедом, Владимир. Тем самым от управления землей отсекались и старая отцова дружина, и влиятельное и богатое ростовское боярство. Андрей Боголюбский пожелал править единовластно и самодержавно. И это тоже было новым не только для средневековой Руси, но для всей Европы. Замечательный, но ныне подзабытый историк XIX века Д.И.Иловайский, по учебникам которого училась вся дореволюционная Россия, дал меткую и емкую характеристику деятельности Владимиро-Суздальского князя:

Главное значение Андрея Боголюбского для Русской истории основано на его государственных стремлениях. Он является перед нами первым русским князем, который ясно и твердо начал стремится к водворению самодержавия и единодержавия.

По приказу князя треугольник меж реками Клязьмой и Лебедью был обнесен крепостной стеной и земляным валом. Место оказалось удачным с военной точки зрения. Кстати, Боголюбский ввел новшество и в военную фортификацию. До этого крепостной стеной в городах обносился лишь небольшой детинец (кремль), как в Киеве. А ремесленные посады и торговые слободы оставались незащищенными. Андрей же укрепил весь город. В подражание Киеву венцом крепостных сооружений стали Золотые ворота. К слову сказать, несмотря на все разорения, пожары и разрушения, они украшают Владимир и ныне, в отличие от киевских муляжей. По словам летописца, Андрей "сильно устроил» Владимир, привлек в него «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.

-4

Попутно Андрей Юрьевич наказал Киев за неподчинение ему как старшему князю. Для своего похода ему удалось собрать большинство русских князей, что наглядно показало: главный теперь уже не тот князь, что сидит в Киеве, а тот, кто старший в роду.

Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда… Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение

- В.О.Ключевский.

В 1167 г. Киев был взят, покорен и разграблен. Вопреки утверждениям современных украинских историков, активно осуждающим Боголюбского за это деяние, это было как раз вполне в духе средневековых нравов. Непокорные города сжигали, а место вспахивали. Киеву еще повезло: его не постигла участь многих западноевропейских городов, уничтоженных практически полностью.

А вот тем, что не возглавил лично дружину, князь вновь удивил современников, продемонстрировав небрежение средневековыми традициями. Он не только не возглавил войско в походе, но и вообще остался во Владимире. Не дело государя проявлять пустую удаль и молодечество. Отныне главное дело князя: не вождение дружины и войска, но наведение порядка и лада на земле.

Успение вместо Софии

-5

На самой высокой точке Владимирского кремля был заложен собор для привезенной иконы. А как же Ростов и Суздаль? Новое дело требовало осмысления и идейного обоснования. Дело в том, что мышление средневекового человека отлично от нашего. Все явления, события и поступки – суть отражение вековечной борьбы добра и зла. Любое действие – это либо промысел божий, либо козни дьявола. Поэтому язык религиозных иносказаний был лучшим способом объяснения своих поступков.

Андрей поведал, что икону он вез в Ростов Великий, отцов стольный град. Да не судьба, потому как явилась ему во сне сама Богоматерь и сказала:

Не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но во Владимире постави его.

Стало быть, на то, что Владимир избран богом, указало само небо! Собор во Владимире и строился как место для путеводной иконы, которой предстояло стать самой почитаемой в России, Владимирской Богожьей Матери. И городской собор следовало посвятить Богородице.

До того в подражание Царьграду главные храмы в русских городах посвящались святой Софии. Андрей Юрьевич назвал главный городской храм Успенским. Успение – кончина богородицы – по церковному календарю совпадала с праздником Софии – божьей мудрости, так что преемственность от «матери городов русских» налицо. С Успенского собора, удачно сочетающего западноевропейскую романскую эстетику, византийскую православную крестово-купольную традицию и древнерусский каменный декор, собственно и начинается знаменитое на весь мир белокаменное храмовое строительство Владимиро-Суздальской Руси.

С тех пор главные храмы русских городов стали посвящать, как правило, Успению.

Чудо русского зодчества

-6

В 1165 году, во время вооруженного конфликта за контроль над Волжским торговым путем с Волжской Булгарией, погиб сын Андрея, наследник владимирского стола отважный Изяслав. Скорбящий отец в память о сыне и в честь победы ставит храм на реке Нерль, у самого впадения ее в Клязьму. Белокаменная церковь должна была напомнить людям, пришедшим в Залесье из разных мест разрозненного юга, что путь их был одинаков, язык един, враги общие. То, что и судьба их будет общей, было убеждением князя Андрея.

Казалось бы, ничего сложного: четверик, восьмерик, да шлем-купол на нем. Однако зодчим удалось достичь удивительной соразмерности и лаконичности. Небольшая церковь на Нерли сливается с неяркой природой севера. Так «встроить» в ландшафт архитектурное сооружение еще не удавалось никому. Весной, разлившаяся вода вплотную подходит к холму, на котором стоит церковь. В зеркале воды отражается белокаменное чудо и, кажется, что храм, как живой, сморит на себя. Создается иллюзия «висения» церкви в воздухе, миража. Кажется, что белоснежное видение может растаять в воздухе так же легко, как рассыпается его отражение от ветерка или взмаха весла. И это настраивает на тихое созерцание, заставляет думать о возвышенном и прекрасном.

Церковь на Нерли говорила о любви, о братолюбии, о жажде мира и в земной и в загробной жизни. Ощущение чуда было словно разлито вокруг.

Праздник Покрова

Храмы получали свое название по какому-либо церковному празднику. В мире иносказаний название говорит о многом. Поэтому к выбору названия храма церковь подходила с особой тщательностью. Но в данном случае, казалось, князь переступил черту, назвавши построенную им на Нерли церковь вопреки всем правилам и установлениям. Мало того, он, светский человек, придумал и ввел новый христианский праздник.

Боголюбский взял византийскую легенду о юродивом, узревшем в видении, как божья матерь сняла с головы покрывало и простерла его над молящимися, и приспособил ее для своих политических нужд. Он усмотрел в образе Богоматери, раскинувшей над людьми пурпурный покров, символ ее особого покровительства именно Северо-Восточной Руси. Андрей Юрьевич хотел, чтобы люди верили в небесное покровительство, что богородица обратила свой лик к Залесью, сама указала на Владимир как на преемника Киева. И он не сомневался в том, что новое солнце над русской землей взойдет на северо-востоке Руси, во Владимиро-Суздальской земле, что русские люди должны об этом помнить всегда и везде, а первого октября устремлять к этому все свои мысли.

Покров над Русью Матери Божьей – это ее защита русской земли, считал князь. Поэтому 1 октября, «День Покрова», представлялся ему не праздником всех христиан, как остальные церковные праздники, а особым русским праздником. «Парящая» над землей чудо-церковь на Нерли как бы подтверждала, что покров Богоматери распростёрт над русской землею, над Владимиро-Суздальской Русью, поэтому и названа она была в честь нового праздника церковью Покрова.

Великий князь ввел новый праздник сам, своей волей, не спросив ни Митрополита Киевского, ни Патриарха Константинопольского. Конечно, это было своеволие, это было святотатство. Учитывая особую ревность церкви к своим прерогативам, князя могла ожидать суровая кара. Но риск оправдался и на этот раз. Суровый князь непреклонно двигался к великой цели: сплочению русских земель вокруг Владимирской Руси.

Однако со временем «болезни» Киевской Руси, которых стремился избежать Андрей Юрьевич, «заразили» и Владимиро-Суздальскую Русь. В 1174 году боярами-заговорщиками великий князь был убит. Страшно сильный физически, князь отчаянно сопротивлялся, но, окровавленный и израненный, он пал со словами: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я».

Политические идеи Андрея Боголюбского далеко обогнали свое век, час русского единения еще не наступил. Но магистральное развитие исторических судеб Руси заложил он, неизмеримо и его нравственное влияние на будущие поколения русских людей. Своим потомкам князь оставил в наследство чудное белокаменное зодчество, идею русского единства и, конечно, праздник русского православия, Покров.

И каждое 1 октября (14 октября по новому стилю), в день Покрова, слова осуждения «тьмы разделения нашего» повторялись одновременно во всех церквах всех русских княжеств. И слышал их в этот день весь русский народ от Волги до Карпат. И так из года в год, из века в век. В прекрасной же белокаменной церкви Покрова на Нерли эти слова произносились ежедневно.

Пора и нашим современникам услышать заветы Великого князя!

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, рекомендуйте знакомым.

Предыдущая статья блога здесь.

Следующая статья здесь.