Доброго дня. Мы продолжаем постигать список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, уже пробираемся в первую сотню, я продолжаю не разбираясь в кинематографе что-то попукивать - и всё искусства ради. И сегодня я вновь продемонстрирую свою недальновидность и глупость, ведь я буду говорить о фильме, который я смотрел, так, будто я его не смотрел(。◕‿◕。)
99 место
"Туки-Буки"/"Touki Bouki"(1973)
Рейтинг КП - 6,3; Кол-во оценок - 372;
Рейтинг IMDb - 7,0; Кол-во оценок - 3 516;
Режиссёр - Джибрил Диоп Мамбети.
Пастух Моури, который ездит на мотоцикле, украшенном черепом коровы, и студентка Анта, встретились в столице Сенегала Дакаре. Отверженные и разочарованные Сенегалом и Африкой, они стремятся попасть в Париж и разрабатывают различные мошеннические схемы, чтобы заработать денег.
Без спойлеров
Здесь попробую вкратце, ввиду вышеуказанной причины. То бишь - кино я смотрел, но такое чувство, будто то ли смотрел плохо, то ли не смотрел вовсе, а во время просмотра проморгал. Я полагаю, отчасти это связано с тем, что я смотрел кино относительно давно, однако перед написанием материала я быстренько так повторно его промотал, и-и-и это не особо помогло. Вы скажете - "пересмотри". Я скажу - "meh...". Было бы что пересматривать. Допустим, "Один и один" Эдварда Яна я пересмотрел полноценно, несмотря на большой хронометраж, но это... Увольте.
Говорить о таких фильмах одновременно и легко, и сложно. Сказать, что кино необычное для нынешних реалий, это ничего не сказать. Первое слово, приходящее на ум, - "неуловимость". Кино Мамбети всё такое. Суть почти всех составляющих ленты ускользала от меня как зрителя. Всё здесь какое-то не от мира всего, и боюсь, что это не в хорошем смысле. Виной тому - подача материала. Она какая-то оторванная от реальности и пребывает где-то там. Где-то - это где угодно, но не здесь, не с нами, смертными оболочками.
Нет, номинально я могу дать аннотацию и пересказ сюжета, пояснить кто такие главные герои, откуда они и что делают, но это всё не имеет смысла, потому что я ни на протяжении просмотра, ни сразу после, ни в последствии так и не понял, что и к чему это было. На какой-нибудь Вики вы можете вычитать, что фильм заимствовал что-то из Французской новой волны и создал свой стиль, который полирнули африканским колоритом. И это видно. Именно оттуда, мне видится, взята вот эта манера повествования.
Да, я знаю, звучит неплохо и как что-то интересное. Отчасти, быть может, так и есть. Что у творения Мамбети не отнять, так это колорита, атмосферы, картинки и стиля. Всё это есть, и это хорошо. Но вот ждать здесь нормальных персонажей, диалогов(которых толком и нет почти) и сюжета, который можно было бы ждать от этакого роуд-муви, не стоит.
Со спойлерами
Право, когда я об этом подумал, то даже малость подивился. Назвать кино роуд-муви можно? Можно. И при этом два центральных персонажа почти не взаимодействуют друг с другом! За все полтора часа у них всего пара диалогов. Ну, подумает кто-то, может у них такое взаимодействие, что диалоги и не нужны. Э-э-э, не особо. Кино так поставлено, что я даже как-то упустил момент, как они вообще познакомились и как дошли до своей идеи свалить во Францию.
Но зато, заместо каких-то ненужных сцен трёпа центральных персонажей, в фильме аж две сцены с резнёй скота. И поверьте, слово "резня" здесь как нельзя кстати. Да, их всего две, но какие! Я всякое видал, но от открывающей сцены на скотобойне даже у меня глаза по 5 рублей стали. Всё в кровище, весь пол, агонизирующие тела крупного скота, перерезанные и просто оторванные глотки, конвульсии - и всё это в таких красках, так смачно, в таких подробностях, что поверьте, если бы весь фильм был такой, то мало того, что досмотреть его смогли бы только самые стойкие и спокойные, но и все эти наши "Зелёные слоники" да "120 дней Содома" Пазолини остались бы сильно позади, а какая-нибудь серия "Пила" и вовсе стала бы в тот же миг развивающим фильмом для младшей группы детского сада "Солнышко".
Но в текущем виде это просто довольно жёсткая даже по сегодняшним меркам сцена, которая даже не совсем понятно к чему здесь вообще. Даже не буду вспоминать сцену, где тоже в первой половине зарезали какого-то козлёнка - после сцены на скотобойне это уже даже как-то не так и бьёт. Хотя тоже довольно мерзко.
В общем, Мамбети, конечно, отжёг так отжёг, наверняка страстно обрадовав ту европейскую публику, что это видела, имеющую слабый желудок и нервную систему. Жаль даже, что весь прочий фильм, как я и сказал, прошёл мимо меня.
Послесловие
"Туки-Буки" 1973 года - очень странный фильм, который непонятно про что и как его вообще смотреть. Вместе с тем, в картине явно что-то есть. Первое, что я могу вспомнить, это то, что здесь схожи первая и последняя сцены, где люди ведут скот, и это явно что-то значит внутри произведения. Но вот что это значит, как и что вообще хотело поведать кино, - осталось для меня, к сожалению, загадкой. Лично я здесь большую часть времени либо скучал, либо рассматривал интересное и необычное африканское окружение и всякую такую атрибутику. Ну, авось кто из вас сможет уловить здешнюю суть. Только во время просмотра, по крайней мере поначалу, лучше отложите приёмы пищи, если у вас плохо с принятием всяких противных сцен.