Найти тему

Саратов дождливый (2-я часть прогулки).

На фоторазграбление Саратова я планировал целый световой день, до вечернего поезда на Астрахань. Однако ночные посиделки отодвинули пробуждение ото сна зáполдень...

Маршрутка за 20 минут домчала от окраинного микрорайона до улицы Большой Горной, и фото-охота началась...

Откуда-то налетела хмарь, закрывшая благословенное солнышко. Как-то загрустилось: нет солнца — жизнь не в радость... Стало накрапывать — только этого мне ещё недоставало!.. Побрёл восвояси под проливным дождём до улицы Московской. Хоть бы столовая какая-нибудь — ливень переждать… В майке без рукавов сыро и холодно. Утешала только надежда, что Кавказ встретит солнышком... От Университетского городка в дурном настроении от неулучшающейся погоды побрёл куда глаза глядят — трамвайные пути, какой-то сквер…

Очередной храм — надо щёлкнуть.

Церковь святителя Митрофана Воронежского. Объект №5 на карте.
Церковь святителя Митрофана Воронежского. Объект №5 на карте.

Открытая площадь, без дурацких столбов с проводами — очень мило со стороны саратовских градоустроителей! Когда-то давным-давно в районе нынешней площади располагалось обширное болото, заросшее лесом. Еще в начале XIX в. там водились дикие утки. В первой четверти XIX в. началось осушение болота, и в 1838 г. на образовавшейся пустоши на средства помещиков А.К. Карпова, Н.А. Тепляковой и некоторых саратовских граждан была выстроена каменная церковь в честь Вознесения Господня. Архитектором храма, предположительно, являлся Константин Тон (автор проектов Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя). Вскоре к церкви был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, отчего она впоследствии и получила в народе название Митрофановской. От названия храма близлежащая площадь и базар, находившийся на ней, получили название Митрофановских. В 1864 г. к церкви была пристроена каменная колокольня, самая высокая в то время в Саратове. В годы гонений храм и все строения, кроме одного, были разрушены. В 1937 г. Митрофановская площадь была переименована в площадь имени Н. Г. Чернышевского, а в 1966 г. — в площадь имени С. М. Кирова. До наших дней от церковных зданий сохранилось лишь одно строение — бывший причтовый дом (на фото — из красного кирпича), в котором до недавнего времени располагалась кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского Государственного медицинского университета. В ноябре 2005 г. бывший причтовый дом был передан Саратовской епархии Русской Православной Церкви, а 6 декабря, в день престольного праздника, была совершена первая Божественная литургия.
Интерьер восстановленного храма, пустой и мрачный, не добавил настроения. Голодный и злой на непогоду, уныло я побрёл по пешеходной улице Кирова.
Стоп — кафе! Нет сил больше терпеть голод. За 300 с лишним рублей накормили какой-то невкусной хренью. Солянку подали в мизерной чашке, из которой и чаю-то не напьёшься. Я же не япондель какой — моему русскому организму нужна солидная тарелка супа! Да и супом ту бурду не назовёшь — так, вода с овощами и дешёвой колбасой. Чтобы супчик получился вкусным, надо несколько часов варить мясной бульон — а это определённые энергозатраты.
Вот почему нынче повсеместно нашему мандалайскому населению навязывают такую мерзость, как роллы-суши? И без того худосочным бабёнкам с навязчивой идеей похудения внушили порочную мысль, что это низкокалорийная еда. А те, в свою очередь, обрабатывают мозги своих мужчин насчёт полезности подобной пищи. Секрет, как всегда, имеет экономический подтекст: в отличие от классических русских или кавказских, азиатских мясных супов, которые нужно долго варить, рис для роллов варится быстро. Наварнячил большую кастрюлю — и катай неделю водоросли с сырой рыбой! Попутно лоббируя в общественном сознании идею о вреде холестерина в мясных супах.
Редко нынче в российских городах можно вкусно отобедать. На Кавказе ещё случается — но об этом в следующих очерках.

Пешеходная улица в Саратове похожа на аналогичные магистрали в других городах. Как и у нас в Нижнем Новгороде, там встречаются бронзовые скульптуры, но реже.

-3

Впрочем, быть может, я просто плохо смотрел по сторонам. Опять начал накрапывать дождь. В такую погоду мне всегда кажется, что жизнь не удалась. В сумбурном состоянии духа добрёл до известного местечка по прошлому приезду.

Городские пейзажи всегда обезображены многочисленными прохожими и автомобилями. Но злейшие враги фотохудожника — это провода и дорожные знаки. Несколько вечеров я тщательно и подобострастно выковыривал людишек — штук 15; выпарил пару автомоблюдищ, несколько дорожных знаков и, конечно, вырезал все провода. Кабы солнечным был вид, работа шла бы веселей.
Городские пейзажи всегда обезображены многочисленными прохожими и автомобилями. Но злейшие враги фотохудожника — это провода и дорожные знаки. Несколько вечеров я тщательно и подобострастно выковыривал людишек — штук 15; выпарил пару автомоблюдищ, несколько дорожных знаков и, конечно, вырезал все провода. Кабы солнечным был вид, работа шла бы веселей.

Вдали за фонтанами даже в хмурую непогоду заблистала яркими куполами чудная церквулечка с поэтичным названием «Утоли моя печали».

-5

Каменная шатровая постройка нач. XX в. на трёх рядах кокошников окружена многочисленными пёстро разукрашенными мелкими главками в подражание собору Василия Блаженного в Москве. Московский стиль архитектуры храма возбуждает в сознании русского человека наш общий генетический код.
А напротив — ещё одно красивейшее здание Саратова: Консерватория.

-6

На этом прогулка, можно сказать, закончилась. До поезда на Астрахань оставалось менее трёх часов, и я поспешил к автобусной остановке. По пути не мог не снять памятника П.А. Столыпину.

Памятник располагается перед Саратовской областной думой. Столыпин запечатлён в форменном кителе; на четырёхметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз «Нам нужна великая Россия!» Окружают памятник фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина. Эти фигуры символизируют традиционность русской культуры и её возможность гармонично развиваться в любых исторических условиях.
Памятник располагается перед Саратовской областной думой. Столыпин запечатлён в форменном кителе; на четырёхметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз «Нам нужна великая Россия!» Окружают памятник фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина. Эти фигуры символизируют традиционность русской культуры и её возможность гармонично развиваться в любых исторических условиях.

Эта фотография послужит иллюстрацией в моей книге «Разоблачение пророков и царей». Одна глава посвящена еврейскому вопросу в русской истории. В ней вскрывается пагубная и определяющая роль пассионарной жидовской молодёжи в крушении Российской империи и создании сионистского государства СССР, подавляющее большинство руководящих постов в котором заняли вчерашние жиды из-за Черты оседлости, запретившие себя так называть под страхом уголовной ответственности. В частности, вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, согласно недавно открытым документам, тоже обнаруживает свою причастность к еврейской национальности.
Революционный заговор жидов с окраин Российской империи — это очень непростой и болезненный вопрос, практически заглушаемый как в советской, так и в современной прессе ввиду угрозы быть привлечённым к суду за так называемый антисемитизм. В книге глава аккуратно и честно освещается на 30 страницах текста. Приведу фрагмент главы, посвящённый П.А. Столыпину.

«Многие представители образованной пассионарной еврейской молодежи под влиянием новых коммунистических идей еврея Карла Маркса и бесправного положения в черте оседлости в конце XIX – начале XX вв. массово приняли участие в революционном движении… В обстановке резкого обострения политической борьбы в России, накануне революции 1905–1907 гг. русское правительство осуществило незначительное смягчение антиеврейского законодательства. До начала Первой мировой войны около трехсот населенных пунктов России были дополнительно включены в число территорий, на которых было разрешено проживание евреям.
В 1910 г. депутаты Государственной думы, евреи Н. Фридман и Л. Нисселович, при поддержке конституционно-демократической партии (КАДЕТЫ) предложили на рассмотрение Думы законопроект об отмене черты оседлости. Но правые депутаты не допустили его обсуждения на пленарном заседании Государственной думы и добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где он не рассматривался. ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПРЕССОЙ ВИНОВНЫМ БЫЛ НАЗВАН НЕ ПОДДЕРЖАВШИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР П.А. СТОЛЫПИН.
4 августа 1911 г. в Оперном театре Киева во время антракта, в присутствии Царственных особ и правительственной делегации, П.А. Столыпин был смертельно ранен членом «Революционного совета студенческих представителей» Киева Богровым (евреем). Как писала спустя 8 дней после покушения леворадикальная пресса, «Смерть Столыпина произвела очень хорошее впечатление на всех», «Богров действовал без санкции какой-либо партийной организации». Однако, имели место попавшие в печать сведения о том, что организатором и участником покушения на П.А. Столыпина был Лев Давыдович Троцкий, накануне появившийся в Киеве».

Уже опаздывая на поезд, уступил настойчивым просьбам друга о фотосессии с его статуэткой ТЭФИ. Получилось настолько неказисто, что профессиональный фотограф не рискнул обработать материал. Тогда попробовал непрофессиональный любитель. Вот что у меня получилось.

Андрюша мечтал сфотографировать меня со старинными шахматами своего деда. На вопрос "Лёша, научи меня чему-нибудь!" решил показать острый Гамбит Эванса: 1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. Cc4 Cc5 4. b4! Это столь же вкусно, как аджика, которою меня потчевал братец Андрей. На заднем плане, на подоконнике, стоит та самая бронзовая статуэтка ТЭФИ.
Андрюша мечтал сфотографировать меня со старинными шахматами своего деда. На вопрос "Лёша, научи меня чему-нибудь!" решил показать острый Гамбит Эванса: 1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. Cc4 Cc5 4. b4! Это столь же вкусно, как аджика, которою меня потчевал братец Андрей. На заднем плане, на подоконнике, стоит та самая бронзовая статуэтка ТЭФИ.

Вечно критичный друг сказал, что получилось в стиле Арт. Теперь понятно: если у художника выходит фигня, то чтобы не обидеть мастера, её называют Артом.

Путешествие только начиналось, так что продолжение следует.
Повторим пройденное и увиденное. Галерею можно и нужно листать.

Встретимся на улочках Астрахани!