Что ждать от режиссера, известного лишь по трешатине о Гитлере на обратной стороне Луны? Хм... Пожалуй, чего угодно. У финского режиссера Тимо Вуоренсола благодаря «Железному небу» была скандальная известность, которая не противоречит эстетике слэшера. Был кредит доверия публики. Но всё отправил на помойку.
После прорыва «Джиперса Криперса» 2001 года Виктор Сальва снял пару сиквелов послабее, но с неким шармом. Теперь история Сальвы закончена. С четвертого фильма планировали перезапуск франшизы, минимально на трилогию. Сейчас уже понятно, что лучше про это забыть.
«Джиперс Криперс: Возрождённый» не уходит дальше качества фанфика, умудряясь при этом насмехаться над оригиналом, да еще пародировать ранее созданные другие хиты.
Халтурщик переписывает историю
Тимо Вуоренсола начинает с пролога в стиле первого кино, действие которого идет, видимо, в тот же день, когда Дэрри и Триш увидели грузовик и мрачного водилу в шляпе, что-то бросающего через трубу в подземную яму-хранилище.
Пролог сделан весьма прилично, олдскульный саспенс дарит надежду на благоразумие автора. Но вскоре оказывается, что Вуоренсол, как неотесанный дикарь, просто скопировал исходный стиль, чтобы поглумиться.
История двух возрастных супругов (харизматичных, в отличие от всех остальных героев фильма), заглянувших в овощехранилище Джиперса Криперса, внезапно заканчивается титрами. Оказывается, это была ТВ-инсценировка по легенде о монстре, который каждые 23 года ведет охоту.
Далее, чтобы было еще обиднее, уже в реальности Вуоренсолы едущая в тачке молодая парочка недотеп Лейн и Чейз ведет примерно такой диалог.
– Разве про него не сняли фильм? "Жуткий Крипер" или как там?
– Целых три фильма. Но все они выдумка.
Оказывается, все созданное за 20 лет Сальвой – лишь кинокомикс в мире Вуоренсолы. Ого! После столь наглого заявления финн должен был выдать нечто величественное. Но вышло наоборот.
Сидни Крэйвен, имя которой напоминает про Уэса Крэйвена и его героиню из «Крика» Сидни Прескотт, оказалась так себе актрисой. Как и Имран Адамс в роли бойфренда ГГ. Как и остальные. Но главная претензия к тому, кто завел их в гиблое место, к режиссеру.
По сюжету гик-парочка едет в луизианскую глушь на фестиваль хоррор-косплея, посвященный Криперу. По дороге заезжают в антикварную лавку, где заправляет бездарно сыгранная гадалка.
Здесь на ГГ без обоснований накатывают видения с ужасно поставленной мессой культистов, суть глюков в том, что Криперу нужен ее ребенок. Главное действующее лицо этих видений она сама, стыдливо одетая в телесного цвета купальник (более убогую замену наготы еще поискать).
Далее терпим сцену в отеле, где Лейн примеряет наряды для косплея (позже они не используются, зачем их взяли, не поясняется): Харли Квинн, Эдвард Руки-ножницы, Фредди Крюгер... Позже на фесте будет танцулька в маске Джейсона и маски Пилы.
Вуоренсол снова перепродает чужое, пока не сделав даже пары приличных собственных кадров (разве что сцене с пробуждением антагониста, в которой он скидывает с себя что-то вроде куколки, можно поставить зачет). Да еще и компрометирует Джиперса Криперса с маркетинговой точки зрения попытками репозиционирования относительно других хоррор-злодеев.
Тухлая тусовка
Косплей-фестиваль – полный провал. В этих сценах (которые по недоразумению крадут большую часть метража) почти совсем нет массовки, декораций, шоу. Это просто образец безалаберной бэшки, жадной не только до денег, но и до постановочного качества.
Может быть, европейский режиссер и сам вырос на таких примитивных мероприятиях, может, в Финляндии так и развлекаются. Но лучше бы авторы посмотрели другое кино, например, достойный хоррор Hell Fest, вот там всяко качает музяка. Вот как надо работать.
Самое смешное, что низкий уровень массовки даже противоречит диалогам. Не ручаюсь за дословность, смотрел кино в дубляже, но звучит все примерно так.
– Я и не знала, что так много народа приходит на такие фесты, – говорит героиня, хотя всем видно, что в кадре жалкая горстка тусовщиков.
– А вдруг в этой толпе бродит реальный псих? Страшно представить, толпы народа, пьяные, шумят, машины... – не унимается девица. А в это время в кадр почти пустой. Это полное фиаско. Что хорошо в правильных фильмах класса Б? Находчивость авторов и гордость. А тут ни того, ни другого.
Нафталиновая готика
Лейн и Чейз на фестивале выигрывают право провести ночь в доме Джиперса Криперса. Которому подыгрывает кучка унылых сектантов.
Перед домом сказочное кладбище с луной, дешевые клубы дыма на земле. Картинка потасканно-готичная, словно старая-старая сказка снята даже не Бертоном, а братьями Гримм. Чуть в стороне Джиперс Криперс залез на гору и злится как Гринч, которого не позвали на сельский рейв.
Бездарные спецэффекты, когда Криперсу дали возможность полетать. Похищенная героиня связана как в игре для взрослых. Такая атмосфера, работа с натурой и образами тянут на «Байки из склепа», но не на перезапуск культового цикла полнометражек.
В доме клишированное местечко с куче страшненьких игрушек, еще почти пустая комнатка с патефоном и пластинкой с песенкой Jeepers Creepers Армстронга. В общем, пыльные декорации. И когда злодей все-таки включает свою пластинку, он выглядит жалким.
И в этом доме разворачивается неуклюжая потасовка, смысл которой сложно понять, а простить совсем нельзя. Самая-самая развязка с бросанием сюрикэнов, честно говоря, довольно сочная и задорная. Если бы было весело. Только желания веселиться к этому моменту уже нет.
Также стоит признать, что морда антагониста выглядит прилично, да и вообще с гримом тут неплохо. Только это локальные успехи. Общую ситуацию они не спасают.
В довершения ко всем бедам актеры истерят. Героиня на ходу неправдоподобно ревнует, чтоб хоть что-то говорить. Так же ведет себя герой. Нормальной личной истории для них сценаристы не придумали (кроме желания парня вручить кольцо и умалчивания барышни про беременность). Как и для большинства появляющихся в кадре, как и для самого злодея.
И, кстати, в фильме (пролог не считаем) почти не работает знаменитый грузовик антагониста. Ну, разве что разок сшибает забор.
Российский зритель сильно переплатил
«Джиперс Криперс: Возрождённый» – фильм без истории, без саспенса, без хоррора, без игры актеров, без работы художников, массовки, декораторов, сценаристов и режиссера.
Тимо Вуоренсол подтвердил свой статус унылого маргинального автора. Нулевой рейтинг на Rotten Tomatoes и одна из самых низких оценок для IMDb (2.4) – хорошее наказание за эту профанацию. Жаль только, что эта поделка попала в российский прокат и умудрилась собрать 1,5 млн долларов, около 38% всех ее сборов.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!