Исходя из материала представленного в прошлых моих статьях, можно заметить взаимосвязи между коллективным трудом и формирование личности, сознания индивида и других факторов. Покажем их в отдельных подпунктах для простоты восприятия.
Про деятельность человеческого индивида в коллективе:
Деятельность человеческого индивида - это система, включенная в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. То, как именно она существует, определяется теми формами и средствами материальной и духовной коммуникации, которые порождаются развитием производства и которые не могут быть реализованы иначе, как в деятельности конкретных людей.
Активность каждого индивида зависит:
1. Его место в обществе
2. Условия выпадшие не него
3. Развитие в уникальных индивидуальных обстоятельствах.
Про мышление и коллективный труд:
Марксизм особо подчеркивает изначальность связи мышления с практической деятельностью. А именно в виде особой теоретической формы человеческой деятельности, которая является не чем иным, как вторичной практической деятельностью. Мышление людей, как и их восприятие, имеет социально-историческую природу. Следовательно, из этой связи все факты деятельности в коллективе проявляются и на мышление.
"...Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления" (К.Макрс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 25.)
Про формирование значений коллективным трудом:
Значения предстают перед субъектом в их независимом существовании – как объекты его сознания и в то же время как методы и "механизм" осознания, т.е. функционирующие в процессах, представляющих объективную реальность. Они производятся обществом и имеют свою собственную историю в развитии языка, в развитии форм общественного сознания.
Про влияние коллектива на личностные смыслы:
В условиях классового общества личностные смыслы, отражающие мотивы, порождаемые действительными жизненными отношениями человека, могут не найти адекватно воплощающих их объективных значений, и тогда они начинают жить как бы в чужих идеях. Индивид может только получать эти значения от общества.
А это означает что происходит коллектив производит воздействие на личностные смыслы. Более пристальный анализ трансформации личностных смыслов в адекватные значения показывает, что это происходит в условиях борьбы за сознание людей, происходящей в обществе.
(Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами.)
Про влияние коллектива на личностное развитие:
Процесс личностного развития всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Это дает сильные сдвиги по оси абсцисс возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Главное, что она протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретных исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде. Это особенно драматично в условиях классового общества с его неизбежным отчуждением и пристрастием личности, с его альтернативами между подчинением и господством. Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как через совокупность его действий, которые осуществляют его отношение к миру.
Заключение
Как вывод хочется отметить, что труд А. Н. Леонтьева оказал значительное влияние на советскую психологию. Благодаря его работе можно сделать выводы про деятельность, личность и сознание, как для индивида, так и для него в обществе.
Целью был поставлена такая: “Показать значимость коллективного труда в теории деятельности А. Н. Леонтьева.”, что к концу данного реферата она была достигнута. В данной работе кратко описана биография А. Н. Леонтьева, его труд “Деятельность. Сознание. Личность”, и исходя из этой работы вывод про влияние коллективного труда на человека.
По поводу поставленной гипотезы, можно сказать, что она является подтвержденной исходя из подхода ответа на вопрос, а именно:
1. Разобрать вопрос на отдельные термины
2. Объяснить их
3. Установить между ними взаимосвязи
4. Сделать вывод
Вывод: влияние коллективного труда на деятельность человека является многосторонним, оно проявляется в оказании своего воздействия на:
1. деятельность
2. мышление
3. значения
4. личностные смыслы
5. личностное развитие
Поэтому роль коллективного (общественного) труда для человека в марксисткой психологии является одной из основных догм, которые подтверждаются психологами советской школы, такими как Лев Семёнович Выготский, Антон Григорьевич Рубинштейн, Алексей Леонтьев и многими другими.
Источники информации
1. “ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ” А. H. Леонтьев// М.: Политиздат, 1975
2. К. Макрс и Ф. Энгельс. Соч., т.3, стр. 25.
3. А. Н. Леонтьев биография // сайт https://ote4estvo.ru/lichnosti-xx/42613-aleksey-nikolaevich-leontev.html
4. См. А.Н.Леонтьев. Психологические основы дошкольной игры. "Дошкольное воспитание", 1947, № 9; Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина. Развитие мотивов учения у советских школьников. "Известия Академии педагогических наук РСФСР", вып. 36. М., 1951.
5. См. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 16
6. Теория двух факторов в этой, так сказать, обнаженной ее форме не заслужила бы внимания, если бы ей не приписывали иногда "диалектичности". Человек, читаем мы в уже цитированной книге, является диалектическим единством природного и общественного. "Все в нем, будучи производным двух факторов (социального и биологического) должно нести печать их на себе, только одно в большей, а другое в меньшей степени, в зависимости от содержания психического явления ("Проблемы личности". Материалы симпозиума, стр. 76-77).
7. Психологическая антропология // сайт https://mydocx.ru/1-6309.html
8. VI. ТЕОРИЯ РОЛЕЙ Я.Л. МОРЕНО // сайт https://cyberpedia.su/3x9f8f.html
9. Механизмы восприятия боли: головной мозг и боль (Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 25.11.2018) // сайт https://meduniver.com/Medical/Neurology/bol_i_golovnoi_mozg.html
10. С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. // М., 1957
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я., Самсонов И.С. Метод выделения единиц деятельности. В сб. "Восприятие и деятельность". М., 1975.
12. См. С.Л.Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. // М., 1959, стр. 308-330.
13. См. Л.С.Выготский. Сознание как проблема психологии поведения.. "Психология и марксизм". // М., 1924
14. См. Л.С.Выготский Мышление и речь. // М., 1934.
15. См. С.Л.Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. "Советская психотехника" // 1934, № 1
16. См. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. // М., 1940.