В краткосрочной перспективе западные страны, стремящиеся противостоять растущей производительной мощи Королевства, могут высвободить дополнительные стратегические запасы и увеличить добычу сланцевой нефти. Однако в среднесрочной перспективе у Запада не остается иного выбора, кроме как ускорить отказ от ископаемого топлива.
Производители нефти ОПЕК + во главе с Саудовской Аравией и Россией удивили рынки в начале этого месяца, приняв решение сократить добычу на два миллиона баррелей в день – примерно эквивалентно 2% мирового предложения. Это решение, которое на короткое время привело к росту цен на нефть марки Brent до 100 долларов за баррель, сигнализировало о решимости картеля повысить цены в условиях замедляющегося восстановления мировой экономики. Это поставило президента США Джо Байдена в шаткое положение в преддверии промежуточных выборов, которые состоятся в следующем месяце. Но это также продемонстрировало растущую готовность Саудовской Аравии возобновить свою роль основного производителя и подчеркнуло ее новообретенную связь с Россией.
Рост цен на нефть после начала спецоперации России на Украине, а также ограниченные резервные мощности сделали необходимым сплочение ОПЕК + и побудили ее членов более эффективно координировать коллективные производственные цели. Но сплоченность сама по себе не может сохранить роль картеля как глобального регулятора цен. Эта роль зависит от готовности Королевства возобновить свою традиционную функцию ведущего производителя на рынке, которую оно неохотно выполняло в последние годы.
В то время как решение ОПЕК + угрожает создать дополнительную напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, цель добычи в основном иллюзорна. Новое соглашение устанавливает ноябрьский объем добычи картеля на уровне около 42 миллионов баррелей в день, но он уже добывает около 39 миллионов баррелей в день, что на 4,5 миллиона ниже официального октябрьского целевого показателя, поскольку 15 из 23 членов группы с трудом выполняют свои квоты.
За последние несколько месяцев расхождение между плановым и фактическим производством увеличилось. Большинство стран – за исключением Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов – испытывают нехватку свободных мощностей из-за многолетних недостаточных инвестиций. Это особенно верно в отношении Нигерии и Анголы. Более того, влияние западных санкций на российский экспорт было лишь частично ослаблено за счет перенаправления поставок из Европы в Азию.
В результате ОПЕК +, скорее всего, сократит добычу на один миллион баррелей в день в ноябре – вдвое меньше, чем группа предложила в Вене в этом месяце. Страны-члены, которые уже с трудом справляются с целевыми показателями производства, скорее всего, вообще не будут сокращать производство, тем самым приближая целевой показатель к фактическим возможностям альянса.
Решение, принятое в этом месяце, требует, чтобы всего восемь стран ОПЕК + сократили добычу нефти, при этом ожидается, что Саудовская Аравия возьмет на себя большую часть бремени, сократив добычу на 500 000 баррелей в день. Аналогичным образом, когда ОПЕК + сократила добычу почти на десять миллионов баррелей в день во время пандемии, чтобы компенсировать резкое падение спроса, Саудовская Аравия добровольно сократила свою добычу еще на один миллион баррелей в день сверх своих обязательств группы.
Но саудовцы, вероятно, извлекли уроки из своих прошлых ошибок. В 1980-х и 1990-х годах Королевство было бесспорным лидером картеля, страдающего от мошенничества и междоусобиц. Но во время мирового финансового кризиса 2008 года страна отказалась играть роль основного производителя, скорректировав собственное производство для поддержания высоких цен. Поскольку олигополистическая власть ОПЕК ослабла после сланцевой революции в США, саудовцы опасались, что американские производители выиграют от повышения цен на нефть и расширят свою долю на рынке за счет Королевства.
В результате цены на нефть упали почти со 110 долларов за баррель до 29 долларов в период с 2014 по начало 2016 года, в результате чего все члены ОПЕК оказались в худшем положении. Поскольку государственные финансы традиционных производителей нефти ухудшились, Саудовская Аравия была вынуждена вступить в неудобный союз с Россией, давним союзником заклятого врага королевства - Ирана. Расширение картеля нанесло ущерб прибыльности американских производителей сланцевой нефти, но не смогло вытеснить их с рынка. Русские и саудовцы изо всех сил пытались сформировать общий фронт и договориться о совместной производственной стратегии, что привело к беспрецедентной ценовой войне, которая отодвинула бенчмарк West Texas Intermediate глубоко на отрицательную территорию весной 2020 года.
Безусловно, готовность Саудовской Аравии выступать в качестве производителя свинга продиктована чисто личными интересами. Какими бы вымышленными они ни были, недавние сокращения добычи направлены на то, чтобы сместить восприятие рынка с разрушения спроса в сторону недостаточного предложения и установить минимальный уровень цен в 90 долларов за баррель. Но повышение цен на нефть также подорвет попытки США ограничить цены на российскую нефть, которые саудовцы рассматривают как опасный прецедент. В конце концов, если западные страны используют свою силу спроса для установления предельных цен на нефть из России, они, вероятно, могут сделать то же самое с нефтью с Ближнего Востока.
Следовательно, Саудовская Аравия будет стремиться укрепить свою роль основного производителя в долгосрочной перспективе. Зеленый переход, скорее всего, приведет к структурному снижению спроса на нефть, что потребует быстрых корректировок объемов производства, которые может координировать и осуществлять только Королевство. Члены ОПЕК + ожидают, что саудовцы подадут пример и пойдут на большие жертвы, чтобы компенсировать излишки и предотвратить обвал цен. Но Саудовская Аравия также могла бы заставить их сотрудничать, используя свои свободные мощности для снижения цен.
У западных стран, стремящихся противостоять колеблющейся производственной мощи Саудовской Аравии, мало хороших вариантов. В краткосрочной перспективе они могли бы высвободить дополнительные стратегические запасы и увеличить добычу сланцевой нефти, что потребует дополнительных инвестиций, но может принести некоторое снижение цен. Однако в среднесрочной перспективе у Запада не остается иного выбора, кроме как ускорить отказ от ископаемого топлива.