Найти в Дзене
ExsTim&Tit

Глава пятая. Деятельность и личность.(Деятельность как основание личности)

Продолжение анализа труда А. Н. Леонтьева "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ". Деятельность как основание личности. Главная трудность: определение того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными. Иногда со стороны кажется, что поступки имеют для человека самоценность, психологический анализ выявляет нечто другое, а именно то, что они являются лишь средством достижения целей, истинный мотив которых лежит как бы в совершенно другой плоскости жизни. В этом случае видимость одного действия скрывает другое. Именно она непосредственно входит в психологический облик человека, независимо от того, какая совокупность конкретных действий его осуществляет. Общий вывод из сказанного таков, что при изучении личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и связей, в которые они вступают друг с другом, поскольку их развитие

Продолжение анализа труда А. Н. Леонтьева "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ".

Деятельность как основание личности.

Главная трудность: определение того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными.

Иногда со стороны кажется, что поступки имеют для человека самоценность, психологический анализ выявляет нечто другое, а именно то, что они являются лишь средством достижения целей, истинный мотив которых лежит как бы в совершенно другой плоскости жизни. В этом случае видимость одного действия скрывает другое. Именно она непосредственно входит в психологический облик человека, независимо от того, какая совокупность конкретных действий его осуществляет.

Общий вывод из сказанного таков, что при изучении личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и связей, в которые они вступают друг с другом, поскольку их развитие радикально меняет смысл самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования меняется – не от приобретенных навыков, умений и знаний к деятельности, характеризуемой ими, а от содержания и связей деятельности к тому, как и что процессы реализуют их, делают их возможными.

Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. В чем, однако, психологически выражается эта подчиненность, эта иерархия деятельностей? В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность.