Найти тему
ExsTim&Tit

Глава пятая. Деятельность и личность.(Личность как предмет психологического исследования)

Продолжение анализа труда А. Н. Леонтьева "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ".

Личность как предмет психологического исследования.

Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то не стесняемся включать в нее такие черты, как, например, сила воли ("сильная личность", "безвольный человек"), отношение к людям ("дружелюбный", "равнодушный") и т.д., но обычно мы не включаем такие характеристики, как, например, разрез глаз. Мы делаем это без использования какого-либо разумного критерия для различения "личных" и "неличных" характеристик. Если мы пройдем через поиск и сравнение индивидуально-психологических и других особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, что одни и те же характеристики человека могут стоять в разном отношении к его личности.

Есть несколько теорий решения этой проблемы:

1. Теория двух факторов (главная детерминанта (побудительная сила))

1.1. наследственность и что внешняя среда, социальные влияния
определяют только возможности и формы проявления программы, с
помощью которой человек рождается

1.2. особенностей социальной среды, из "социокультурных матриц"

2. Культурная и антропологическая концепция (этнологические данные для внутренней структуры личности)

2.1. Существенные психологические особенности определяются не различиями в человеческой природе, а человеческой культурой

3. Концепция ролей (апеллирует следующими фактами)

3.1. Темперамент и способности, заложенные в генотипе индивида =>
личность - это не что иное, как система усвоенных "ролей".

Так что, по сути, методологическая мудрость этих концепций сводится к формуле: "и то, и другое", "с одной стороны, с другой стороны". Исходя из этого этим теориям доверять сложно.