Найти в Дзене

Может ли священник брать в руки оружие

Оглавление

Недавно появилось видео, где некий человек в облачении православного священника стреляет из РПГ-7. РПЦ и РПГ - сомнительное сочетание с точки зрения церковных канонов. Отсюда вопрос - может ли православный священник использовать оружие, даже если идет речь о самозащите?

Обращаться к тексту Библии для выяснения вопроса не имеет смысла, потому что каноны церкви были сформированы церковными учителями и соборами, в основании которых находится текст Библии и практика ранней церкви.

Поэтому ответ нужно искать в трудах, которых в православии называют "святоотеческими".

Правила святых апостолов

Церковный канонический текст 4 века, широко почитаемый в православной церкви. Говоря о возможном насилии со стороны священника, обычно ссылаются на 27 правило:

"Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".

Весьма категоричный и строгий отрывок. Здесь сказано, что священнику запрещается бить кого-либо, как христиан, так и нехристиан. 9 правило Константинопольского (Двукратного) собора 861 года подтверждает данное правило, дополняя:

"Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравного наставлением и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами".

Таким образом, священник не имеет права применять какое-либо насилие, даже в случае самозащиты. Священник должен подражать Иисусу Христу, который "сам быв ударяем, не наносил ударов".

-2

Правила Василия Великого

Василий Великий, святитель 4 века, является одним из столпов ортодоксии. В 43 канонической послании Василий Великий пишет:

"Нанесший ближнему смертельный удар – убийца, нанес ли он удар первым или ударил в ответ".

Здесь речь идет не только о священниках, но обо всех людях. В 55 правиле Василий Великий слагает о священниках следующее:

"Взаимно поражающие разбойников, пребывая вне церковного служения, отлучаются от таинств; а клирики извергаются из степени. Ибо речено: всяк взявший меч, от меча погибнет".

Однако Василий Великий делает пояснение. В случае войны христианин не совершает убийства, однако, из-за того, что его руки испачканы чужой кровью, он лишается права участвовать в таинствах на 3 года:

"Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн".
-3

Комментарии Феодора Вальсамона

Но что делать со священниками, которые убили на войне? К этому случаю антиохийский патриарх и канонист 12 века Феодор Вальсамон пишет:

"Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святаго и другим божественным постановлениям, хотели, чтоб и они больше не священнодействовали".

Также Вальсамон дополняет правило о ношении оружия священниками:

"Настоящее правило постановляет, чтобы упражняющиеся в воинском деле, то есть заведывающие воинским жалованием, имуществом и наборами в войска были извергаемы. Ибо, по моему предположению, такое воинское дело должно разуметь здесь, а не с употреблением оружия, так как последнее совершенно запрещено".

Таким образом, священнику запрещается убивать на войне, а также запрещается брать в руки оружие. Даже капелланам, военным священникам, нельзя носить с собой оружие.

Православный капеллан в ВС РФ.
Православный капеллан в ВС РФ.

Примеры отступлений от канонов

За всю историю церкви священники, епископы, диаконы, монахи отступали от канонов. Достаточно вспомнить пример с Куликовской битвой, когда иноки Пересвет и Ослябя воевали на стороне Дмитрия Донского. Во время Великой Отечественной войны многие священники занимали командирские должности, участвовали в сражениях и убивали людей. Греческие и черногорские священники активно участвовали в вооруженной борьбе против турков.

Подобных отступлений можно привести огромное количество, потому что церковь всегда была сопряжена с военным временем. Данный парадокс объясняется весьма просто: поскольку канонические строгости не касаются догматического учения, они могут смягчаться по в зависимости от ситуации, — решение по смягчению должно устанавливаться церковной властью, а не по индивидуальному усмотрению священников.

Мои ВК, Ютуб и Телеграм. Поддержать автора ☕.