Недавно появилось видео, где некий человек в облачении православного священника стреляет из РПГ-7. РПЦ и РПГ - сомнительное сочетание с точки зрения церковных канонов. Отсюда вопрос - может ли православный священник использовать оружие, даже если идет речь о самозащите?
Обращаться к тексту Библии для выяснения вопроса не имеет смысла, потому что каноны церкви были сформированы церковными учителями и соборами, в основании которых находится текст Библии и практика ранней церкви.
Поэтому ответ нужно искать в трудах, которых в православии называют "святоотеческими".
Правила святых апостолов
Церковный канонический текст 4 века, широко почитаемый в православной церкви. Говоря о возможном насилии со стороны священника, обычно ссылаются на 27 правило:
"Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".
Весьма категоричный и строгий отрывок. Здесь сказано, что священнику запрещается бить кого-либо, как христиан, так и нехристиан. 9 правило Константинопольского (Двукратного) собора 861 года подтверждает данное правило, дополняя:
"Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравного наставлением и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами".
Таким образом, священник не имеет права применять какое-либо насилие, даже в случае самозащиты. Священник должен подражать Иисусу Христу, который "сам быв ударяем, не наносил ударов".
Правила Василия Великого
Василий Великий, святитель 4 века, является одним из столпов ортодоксии. В 43 канонической послании Василий Великий пишет:
"Нанесший ближнему смертельный удар – убийца, нанес ли он удар первым или ударил в ответ".
Здесь речь идет не только о священниках, но обо всех людях. В 55 правиле Василий Великий слагает о священниках следующее:
"Взаимно поражающие разбойников, пребывая вне церковного служения, отлучаются от таинств; а клирики извергаются из степени. Ибо речено: всяк взявший меч, от меча погибнет".
Однако Василий Великий делает пояснение. В случае войны христианин не совершает убийства, однако, из-за того, что его руки испачканы чужой кровью, он лишается права участвовать в таинствах на 3 года:
"Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн".
Комментарии Феодора Вальсамона
Но что делать со священниками, которые убили на войне? К этому случаю антиохийский патриарх и канонист 12 века Феодор Вальсамон пишет:
"Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святаго и другим божественным постановлениям, хотели, чтоб и они больше не священнодействовали".
Также Вальсамон дополняет правило о ношении оружия священниками:
"Настоящее правило постановляет, чтобы упражняющиеся в воинском деле, то есть заведывающие воинским жалованием, имуществом и наборами в войска были извергаемы. Ибо, по моему предположению, такое воинское дело должно разуметь здесь, а не с употреблением оружия, так как последнее совершенно запрещено".
Таким образом, священнику запрещается убивать на войне, а также запрещается брать в руки оружие. Даже капелланам, военным священникам, нельзя носить с собой оружие.
Примеры отступлений от канонов
За всю историю церкви священники, епископы, диаконы, монахи отступали от канонов. Достаточно вспомнить пример с Куликовской битвой, когда иноки Пересвет и Ослябя воевали на стороне Дмитрия Донского. Во время Великой Отечественной войны многие священники занимали командирские должности, участвовали в сражениях и убивали людей. Греческие и черногорские священники активно участвовали в вооруженной борьбе против турков.
Подобных отступлений можно привести огромное количество, потому что церковь всегда была сопряжена с военным временем. Данный парадокс объясняется весьма просто: поскольку канонические строгости не касаются догматического учения, они могут смягчаться по в зависимости от ситуации, — решение по смягчению должно устанавливаться церковной властью, а не по индивидуальному усмотрению священников.
Мои ВК, Ютуб и Телеграм. Поддержать автора ☕.