Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 143 - Большой человек маленькой Москвы

Доброго времени суток. Куда бы я ни шёл, я всегда снова оказываюсь в этой же точке, здесь - на разборе списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, что теперь важно уточнить, пушо совсем недавно они выпустили список за новое десятилетие, но об этом поподробнее как-нибудь в другой раз. Вот-с, а на разборе сегодня фильм советского товарища Эйзенштейна. 109 место "Иван Грозный"/"Ivan the Terrible, Part I"(1944) Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 9 018; Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 10 202; Режиссёр - Сергей Эйзенштейн. Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, - о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный. Без спойлеров В новом списке, кстати, этой ленты Эйзенштейна нет, хрю-хрю.
Оглавление

Доброго времени суток. Куда бы я ни шёл, я всегда снова оказываюсь в этой же точке, здесь - на разборе списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, что теперь важно уточнить, пушо совсем недавно они выпустили список за новое десятилетие, но об этом поподробнее как-нибудь в другой раз. Вот-с, а на разборе сегодня фильм советского товарища Эйзенштейна.

109 место

"Иван Грозный"/"Ivan the Terrible, Part I"(1944)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 9 018;

Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 10 202;

Режиссёр - Сергей Эйзенштейн.

Иван Грозный, 1944
Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, - о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.

Без спойлеров

В новом списке, кстати, этой ленты Эйзенштейна нет, хрю-хрю. Возможно, он мог бы там быть, но новый список почему-то ограничился всего сотней фильмов, а не двумя с половиной сотнями, как в списке 2012 года, с которым я тут и страдаю уже полтора года.

Так может это потому, что фильм 1944 года не так уж хорош? Смотря с чем сравнивать. Конечно, с точки зрения современного более или менее прямоходящего это не какое-то "вау". По большей части снято скромно, за исключением одной масштабной сцены где-то в середине картины.

Но зато то, что таки сняли, сняли отлично. Декорации, костюмы и прочая подобная атрибутика шикарны. Я обычно на такие вещи внимания обращаю немного, но раз уж обратил, то может понять, что в глаза бросается. Ещё из набора атмосферы мог бы выделить соответствующую эпохе речь, но на практике лично мне это порой затрудняло понимание сути реплик. Но зато аутентично, реалистично, как и должно быть.

По сюжету говорить нечего, это должна была быть первая часть из вроде как трилогии, но вторую часть в СССР, на родине фильма и его создателей, запретили, поэтому третья была осуществлена лишь как сценарий. Словом, накрылось всё. Поэтому если смотреть на местный нарратив сверху вниз, то в вакууме это просто экранизация первых нескольких лет правления Иоанна IV, с попытками передать его внешнее и внутреннее состояние.

По персонажам сказать также мало чего имею, в конкретно этом отрезке истории этой территории разбираюсь мало. Музыка неплоха. А ещё фильм Сталину понравился. Сталину вообще сам Иван IV нравился, поэтому как бы вот. Ну а мне фильм без особых восторгов, желания бежать смотреть вторую ленту я не заимел, но для своего времени, места и условий кино, надо признать, очень и очень хорошо сделано.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Спойлерить тут я даже не знаю что. Думаю, не стоит говорить, что каких-то там сюжетных поворотов в современном их понимании тут искать не стоит. К середине, я бы даже сказал во второй половине, царь начинает немножко самонакручиваться, впрочем, не без повода. Окружающие его бояре ведут себя в момент его болезни как-то, ну, понятно как, надеюсь. Его даже пытаются по-быстрому сместить и поставить своего ставленника, но не успевший стать экс-царём Иван всё это обламывает. Некоторые скептично настроенные граждане полагали, что таким образом кино выполняло какие-то указания самых высших советских руководителей, вводя мысль, которую формулируют как "хороший царь, плохие бояре". Правда это или нет - могу лишь догадываться, как и большинство прочих ныне живущих, но выказывать своё мнение не стану, потому что мне лень, плюс если такие вещи начинать обсуждать, то это рискует затянуться.

А, ну ещё когда я по фильму услышал имя Фёдор Басманов, то малость ухмыльнулся. Пояснять не буду, ответ на эту головоломку не знавшие кто такой князь Андрей Курбский и про его реальную переписку с царём могут узнать, если просто вобьют это имя в поисковик. Хотя в фильме, кстати, Курбский показан, ясно дело, не с самой приглядной стороны. Во второй половине он также куда-то сваливает, кидая царя, и даже не прощается.

Послесловие

Технически "Иван Грозный", который иногда упоминается с подзаголовком "часть 1", сделан хорошо, тут почти не подкопаться. С точки зрения художественных особенностей здесь будет виднее людям, которые хоть что-то знают об истории этой эпохи и места. Я кое-что по мелочи знаю, и только поэтому понимал хоть что-то. Абсолютно незнакомым с темой людям, особенно не испытывающим симпатии к столь немолодому синематографу, здесь ловить практически нечего. Только из исторически-академически-художественного интереса и расширения кругозора ради.

#ссср #советскоекино #история #историческоекино #лучшиефильмы #классикакино #режиссёр #русскаяистория #топфильмов #подборкафильмов