В прошлом компьютерные игры были сосредоточены в основном на том, что мы можем видеть — движущихся изображениях на экранах. Другие чувства не присутствовали.
Но междисциплинарная исследовательская группа из Стокгольмского университета и Университета Мальме в настоящее время сконструировала ароматическую машину, которой можно управлять с помощью игрового компьютера. В игре участник перемещается по виртуальному винному погребу, берет виртуальные бокалы с различными сортами вина, угадывая ароматы. Маленький ароматизатор подсоединен к контроллеру виртуальной системы, и когда игрок поднимает стакан, он издает аромат.
"Возможность перейти от пассивного к более активному обонянию в игровом мире прокладывает путь к разработке совершенно новой игровой механики, основанной на запахах, основанной на движениях и суждениях игроков", - говорит Саймон Ниденталь, исследователь взаимодействия и игр в Университете Мальме.
Ольфактометр
Запаховая машина, так называемый ольфактометр, позволяет чувствовать запахи в виртуальной реальности.
Во-первых, это "игра с дегустацией вин", в которой пользователь нюхает вино в виртуальном винном погребе и получает очки, если угадывает ароматы каждого вина правильно. Новая технология, которую можно печатать на 3D-принтерах, была разработана в сотрудничестве между Стокгольмским университетом и Университетом Мальме. Исследование было недавно опубликовано в Международном журнале человеко–компьютерных исследований.
"Мы надеемся, что новые технические возможности приведут к тому, что ароматы будут играть более важную роль в разработке игр", - говорит Йонас Олофссон, профессор психологии и руководитель исследовательского проекта Стокгольмского университета.
Использование технологии в качестве тренажера для ускорения восстановления обоняния после COVID-19
Ольфактометр состоит из четырех различных клапанов, каждый из которых соединен с каналом. Посередине находится вентилятор, всасывающий воздух в трубку. С помощью компьютера игрок может управлять четырьмя каналами так, чтобы они открывались в разной степени и обеспечивали различные смеси ароматов. Ароматические смеси, которые могут имитировать сложность настоящего бокала для вина. Игра имеет разные уровни сложности с возрастающим уровнем сложности.
"Точно так же, как обычная компьютерная игра становится тем сложнее, чем лучше становится игрок; игра с запахом также может бросить вызов игрокам, у которых уже есть чувствительный нос. Это означает, что ароматическую машину можно использовать даже для обучения дегустаторов вин или парфюмеров", - говорит Йонас Олофссон.
Весь код, чертежи и инструкции для машины находятся в открытом доступе в Интернете, как и код для виртуальной игры с дегустацией вин. Исследовательская группа Sensory Cognitive Interaction Laboratory, которая находится на факультете психологии Стокгольмского университета, теперь надеется, что компьютерные игры с ароматом могут стать полезными и для других целей.
"Для тех, кто, например, потерял обоняние после COVID-19 или по другим причинам, новая технология может означать возможность восстановить свое обоняние с помощью игрового обучения", - говорит Йонас Олофссон, руководитель исследовательской группы.
Тренировка обоняния - это метод, рекомендованный врачами для тех, кто теряет обоняние после простуды и других вирусов, но, по словам Йонаса Олофссона, многие люди прекращают тренировки, потому что это становится слишком скучным.
"Я надеюсь, что тот факт, что рисунки и код доступны в открытом доступе в качестве "открытого исходного кода", даст игровым компаниям возможность начать создавать новые коммерческие продукты для обучения запахам с использованием новой технологии", - говорит Йонас Олофссон.
По словам Саймона Ниденталя, "открытый исходный код" способствует повышению доступности, воспроизводимости и сопоставимости результатов исследований. Это также способствует созданию сплоченного сообщества исследователей и дизайнеров в области разработки игр.
"Но это также означает, что стоимость оборудования значительно снижается, что делает его доступным для большего числа людей. Для нас это важно ", - говорит Саймон Ниденталь.
Технология ольфактометра была разработана Питером Лунденом, инженером-исследователем Стокгольмского университета и членом исследовательской группы SCI LAB.
"Мы верим в открытую науку, в то, что результаты исследований должны быть доступны общественности и что другие исследователи должны иметь возможность повторить наши результаты. С помощью наших исследований другие люди могут создавать ароматические машины и исследовать новые способы использования ароматов в играх ", - говорит Йонас Олофссон.