Найти в Дзене
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 127 - Один выстрел

Добрый день. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня... на разборе... вестерн... от Джона Форда... с Джоном Уэйном и Джеймсом Стюартом... Эй-йоу. 125 место "Человек, который застрелил Либерти Вэланса"/"The Man Who Shot Liberty Valance"(1962) Рейтинг КП - 7,5; Кол-во оценок - 2 525; Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 76 292; Режиссёр - Джон Форд. Сенатор Рэйнс Стоддард возвращается в город Шинбон на Диком Западе, чтобы присутствовать на похоронах своего друга, Тома Донифона. Журналисту, который расспрашивает его о причине визита, сенатор рассказывает историю о том, как начиналась его карьера — карьера человека, который застрелил Либерти Вэланса. Без спойлеров В этой секции что-то сказать сложно, потому что сюжетных деталей свыше того, что указаны в аннотации, говорить не хотелось бы, а смолоть чего-нить надобно. Ам, ну попробую. Этот вестерн тоже не совсем такой типовой, потому как тут также, как и в "Моя дорогая Клементина" тог
Оглавление

Добрый день. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня... на разборе... вестерн... от Джона Форда... с Джоном Уэйном и Джеймсом Стюартом... Эй-йоу.

125 место

"Человек, который застрелил Либерти Вэланса"/"The Man Who Shot Liberty Valance"(1962)

Рейтинг КП - 7,5; Кол-во оценок - 2 525;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 76 292;

Режиссёр - Джон Форд.

«Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962)
Сенатор Рэйнс Стоддард возвращается в город Шинбон на Диком Западе, чтобы присутствовать на похоронах своего друга, Тома Донифона. Журналисту, который расспрашивает его о причине визита, сенатор рассказывает историю о том, как начиналась его карьера — карьера человека, который застрелил Либерти Вэланса.

Без спойлеров

В этой секции что-то сказать сложно, потому что сюжетных деталей свыше того, что указаны в аннотации, говорить не хотелось бы, а смолоть чего-нить надобно. Ам, ну попробую.

Этот вестерн тоже не совсем такой типовой, потому как тут также, как и в "Моя дорогая Клементина" того же Джона Форда, есть как минимум одна деталь, которая всё меняет. Она тут, кстати, та же, что и в "...Клементине" - это то, что главный герой здесь не совсем крутой ковбой а-ля Клинт Иствуд. Уайатт Эрп в "...Клементине" был ковбоем, но достаточно миролюбивым и сам на рожон без повода не лез, а здесь центральный персонаж - это герой Стюарта, Рэйнс, который, выражаясь "тамошним" языком, законник, весь такой из себя честный юрист. Персонаж Джона Уэйна здесь не сказать, чтоб второплановый, но и не главный, как может показаться на этапе хотя бы взгляда на постер.

Что это меняет в самой картине? Ну, экшена совсем немного. Заместо этого Джеймс Стюарт будет учить взрослых и детей грамоте, юриспуденции и всему такому, а в сторонке будет стоять Уэйн и дивиться, мол, "ну даёт". Параллельно с этим герои будут строить отношения между собой, общаться, выяснять что да как, и всё такое.

Интересно ли это? Да, достаточно интересно. Персонажи, что называется, колоритные, особенно главное трио, за событиями, попыткой навести порядок в небольшом городке на Диком Западе, следить занятно, есть даже небольшой сюжетный поворотец в финале, хоть до него легко дойти и самому, не то чтоб прям переворот с ног на голову. В итоге, да, вы меня правильно поняли - фильм хороший.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Надо же, я так хорошо справился с задачей в секции выше, что даже не знаю, что говорить здесь. Ну, про сюжетный финт в финале пару слов. Да, как я и сказал, то, что на самом деле Вэланса застрелил Уэйн, а не Стюарт, догадаться не сложно, потому что как-то больно подозрительно это смотрится, что герой Джеймса Стюарта, который револьвер до того полтора раза в жизни видел, взял и с нанесённой раной смог так вот застрелить оппонента, хоть тот и стоял в нескольких метрах. Что уж, он сам удивился.

Так что да, признание Уэйна в финале не особо поражает. Но зато это даёт Рейнсу возможность остаться законопослушным гражданином, который знает, что он на самом деле никого не убивал. Только вот окружающие об этом не знают, и так и будут ему до старости поминать про человека, который застрелил Либерти Вэланса.

Может, здесь смысл как раз в этом, что Том дал Рейнсу шанс на спокойствие души. Потому что для Тома убить такого, как Вэланс - не из ряда вон, так скажем, в то время как для Рейнса это было бы тяжело в любом случае. Полагаю, так. Ну потому что какого-то другого смысла в ленте я, честно, не заметил. Да, история интересная, хорошая, но какого-то месседжа, кроме вышеуказанного, тут как-то не видно.

Ну, может ещё про крепкую мужскую дружбу, потому что Рейнс уехал, забрал любовь Тома, и сделал успешную карьеру, а Том так и остался в своёй отдалённой хижине, почти в одиночестве, где и умер. Печальный финал для в целом приятного персонажа.

Послесловие

Это не вестерн в классическом смысле, где сокровища, индейцы, мексиканцы и перестрелки, но, что не менее важно, это хороший вестерн. Здесь есть те самые крутые ковбои, но они здесь не на первом плане. Вместе с тем, не сказать, что это какая-то, как сейчас говорят, деконструкция жанра. Это хороший жанровый вестерн с интересными героями и сюжетом, с которым стоит ознакомиться любителям жанра и даже тем, кто с ним особо не знаком. Хороший фильм - он и на Диком Западе хороший фильм. Эй-йоу.

#кино #фильмы #топлучшихфильмов #списокфильмов #вестерн #дикийзапад #американскоекино #классикакино #лучшийфильм #подборкафильмов