10 лет назад меня включили в состав комиссии по подготовке материалов к Празднованию 100 летнего Юбилея ЮФУ. Южный Федеральный университет, это краткое название, а полное звучит, будто едет телега с квадратными колёсами по страшных колдобинам!
Мне бы хотелось в комиссию «Будущее Университета», а они меня в комиссию по Его Прошлому! Продался за роковое число, подобно несчастному Иуде, за 30! Правда, не серебряников. Хотя и за 30, но, тысяч рублей! При моем должностном окладе около 8-ми тысяч в 2012 году!
Конечно, такой маленький оклад, унижает, но с другой стороны, знатоки уверяют, будто большие оклады развращают! Тем не менее, это было существенно, и я пахал, как Папа Карло. Иуду первосвященники не обманули и, он получил свои 30, потому и повесился, но перед тем раскаявшись, успел их вернуть.
Наши «первосвященники» успели меня надуть, 20 получил. Объяснили, кто-то пожадничал и, 10 тысяч затерялись в хитрых сплетениях финансово-плановых отношений, уже при новом директоре НКБ, молодом и симпатичном. Возвращать 20 не стал по причине уже своей жадности, потому и вешаться не стал, а «первосвященников» простил.
Оказалось, история университета призрачна, мало изучена и, весьма не определена. К сожалению, все материалы за время работы в НКБ, были мною уничтожены на рабочем компьютере, при увольнении, по требованию администрации, в целях конспирации, без права копирования, чего либо.
Я законопослушный работник и гражданин, тем более сам же разработал и реализовал с двумя студентами (без упоминания имен), эту самую систему защиты этой самой информации. Проходила ежегодную аттестацию соответствующими органами в обеспечение некоторых лицензий, размещаемых на сайте НКБ, разработанном и реализованном другими, но также студентами Лёшей (программный продукт) и Машей (информационный продукт, включая англоязычную сторону).
Поиск таких чудо студентов, эффективных и надежных работников был прост, договаривался с преподавателями о пяти минутах перед лекциями, писал на доске свой мобильник и, кто хотел научиться, как нельзя работать, просил любить и жаловать.
Так, что историю университета неизвестно, с каким названием, хотя бы кратко хочется вам рассказать, без ссылок на материалы и без упоминаний имен. Тем более я не историк. Построен он был в Варшаве по приказу царя, толи Александра, толи Николая, столице Польши, каким-то чудесным образом добровольно вошедшей в состав России с помощью какого-то татаро-монгольского князя. Это первая дата юбилея. Но никак не 100 лет!
На торжественное открытие Варшавского университета царь не смог приехать. Позднее, царь, толи тот же, толи другой, решил посмотреть, что там понастроили. И инкогнито, без свиты, поехал в гражданской одежде, вошел в холл университета и первое, что увидел, очень красивую девушку студентку. Пригласил её на танец, оркестра не было, сам напевая, кружил её, может быть в вальсе самого Шопена, который Фредерик.
Это случилось во вторую среду октября. Это и стало второй датой юбилея, название Варшавский при этом не поменялось. С тех пор по вторым средам октября ежегодно праздновался День университета. После занятий устраивались собрания и экскурсии по аудиториям и лабораториям, потом балы, даже с лёгкой выпивкой.
Происходило взаимное знакомство первокурсников, старших собратьев и преподавателей, в общем, вступление молодежи в университетское сообщество. И эта традиционная дата соблюдалась и при Ректоре Славе Захаревиче, уж позвольте его так называть, был старше меня всего на год. В ОНИЛ «Системотехника», ТРТИ им. В.Д. Калмыкова работали в одной комнате. Сам был работягой, работяг и уважал. Не могли тогда и думать, что Слава станет ректором. Достойным Ректором! С необходимым юмором! Думаю, был любим студентами и студентками.
Но откуда 100 лет. Последний царь, из Николаев ещё до начала Первой мировой войны, заподозрив поляков в предательстве, приказал Варшавский университет разобрать по кирпичам, перевезти их в Ростов-на-Дону и, из них вновь построить под тем же названием. Желающие могут в этом убедиться в надписи на фронтоне старого здания, хотя в связи с международной обстановкой могли сейчас её и заштукатурить. Открыли вновь в 1915 году. Вот они сто лет!
Во время Советской власти он так бурно развивался, что юбилейные балы стали проводить в театрах. В старом, на Ворошиловском, потом имени Горького и Музыкальном на Садовой, в исторических промежутках Энгельса. Почему-то у Донского казачества Фридрих Энгельс был главнее садов. За эти годы название менялось несколько раз, из университета выделялись факультеты и превращались в институты, кафедры в самостоятельные исследовательские институты и даже предприятия.
А Южным назвали 2006 году, при назначении Славы Ректором. От имени Председателя правительства РФ. В 2007 Слава всё же настоял на выборах Ректора и победил. Помню этот день, хотя там в то время не работал, но рядом живу. Возможно, об этом некоторые говорили, что он готовил вместо себя Марину Боровскую и, сам уволился ради неё.
Но забыл видимо, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Боровская также была назначена Правительством, но забыла про выборы. Их стыдливо, вроде, как бы, провели летом 2017 года, задним числом, когда большинство сотрудников и ППС (Профессорско-Преподавательский Состав) в отпусках, а студенты на каникулах. Она чётко выполняла лозунг министра Христенко, нам не нужны грамотные специалисты, нам нужны грамотные потребители.
Стремительно укрупнялись государственные университеты, теряя рейтинги в мировой табели о рангах. При мне ЮФУ был на 600-м с каким-то местом. В основном, в мире, рейтинг определялся ежегодно по процентному соотношению количества отработавших по специальности выпускников в течение первых трех лет после окончания, к их общему числу данного выпуска. Сами понимаете, популярные специальности и рабочие места. И переквалификации, и переквалификации! Многие таксисты и продавцы ларьков (извозчики и лавочники) в РФ с университетским образованием. Ещё охранники ЧОП-ов и строители-подсобники. По лицам легко определяются.
Последний раз легендарная дата (второго смысла) была отмечена в 2012 году, в первый год Ректора Боровской М.А. В мои обязанности входила подготовка и участие в организации всевозможных выставок. Обычно порядок был такой, сначала выставка, все должно готово, персонал, экспонаты и материалы, к 11 часам. Контрольный обход руководством университета. В 12-00 областное руководство, Губернатор с замами, соответствующие службы с рамами и искателями. Их в холле встречал ректор с проректорами, произносил спич, и час в качестве гида водил по выставке.
Пару раз я писал эти спичи. Терминология о научно-техническом прогрессе была отработана до мелочей. Потом у всех, вперемешку перекус. Я возил еду с собой. Интересно, один из проректоров, сидевший со мной за столиком, открыл баночку красной икры, ел её пластиковой ложкой с булкой и запивал водой из пластиковой бутылки. Увидев мое удивление, пояснил, что это из магазина, сытнее и дешевле, готовящегося к приходу студентов буфета музыкального театра.
В два часа после занятий шел поток ростовских студентов первокурсников (таганрогских, из местного кампуса не возили), интересовались в основном нашими экспонатами. НКБ привозило реально производимые приборы, часто готовые уже к отправке заказчикам, с их согласия. Большая часть изготавливались не один десяток лет. В 15-00 ректорат, работники кафедр и преподаватели факультетов со студентами шли в зал на собрание, вечером фуршет и праздничный вечер с музыкой и танцами.
Но в этот раз. Новый Ректор! Надо дать класс! Мне звонили из Ростова, чтобы по максимуму привез нашей продукции. Плакатами с фото, графиками, диаграммами и презентациями на большой экран никого не обманешь. Мне даже удалось уговорить бывалых скептиков заместителя директора, главного инженера и начальника отдела космических разработок поехать и поучаствовать в выставке. Директор, тогда предыдущий ещё, нашел причину не ехать. Мудрый человек.
К одиннадцати все было готово. Участников и экспонатов, особенно из таганрогского тогда еще было непонятно чего, кампуса, кафедр, институтов, инженерной академии, университета, или ещё чего, было значительно больше, чем обычно. Многие подразделения или не понятно, что, были представлены первыми лицами. Но ничего не происходило, 13-00. Где ректорат? Где представители областной власти? Уже два часа, студентов нет почему-то, для них же окаянных все это. Слиняли с занятий и по домам?
Раздались крики, Ректор! Пришла! Пришла! Вроде, как бы, кто-то видел. Замдиректора понял всё, сославшись на неотложные дела в Ростове, отпросился и ушёл. Стали кричать. Все в зал! Все в зал! Там ждут! И старый и новый ректоры. Все побежали. Я остался вместе с некоторыми охранять дорогущие экспонаты.
Вдруг вошли с камерами и микрофонами, беседующие с какими-то людьми, представители центральных СМИ, затем казаки и священники. А вот кордебалета с воздушными шарами, типа «мы открылись», не было. Отслужили молебен, окропили нас с экспонатами и удалились. Тут пошла странная публика, с сумками, кульками и опостылевшими взглядами. Спросил, кто такие? Хозотделы, бухгалтерии, финотделы потревоженные приказом, но зато, сразу домой. Тускло сделали круг и тоже исчезли.
Стало тихо. Потом шум, оказывается, закончилось пленарное заседание, это была научно-практическая конференция ППС с президиумом и членами Попечительского Совета. Побывавшие в зале на заседании рассказали, что все значительные лица отправились на банкет, но без предыдущего Ректора, его даже не пригласили в президиум. Он один сидит в зале. На сочувствие некоторых, виновато улыбался, вставал и пожимал руки. Хотел сходить к нему, но отговорили, не тереби душу. Одному, легче справиться.
Вечером, дома стал сочувствовать и Марине Александровне. Жила себе жила, кафедра экономики. Живи и радуйся! А тут численность, почти 5 пехотных дивизий, десятки тысяч бездельников-работников и студентов-неучей, с которыми придется обеспечивать и крепить международный рейтинг бестолкового университета. А ну-ка, обеспечь, хрупкая женщина! Не позавидуешь такой участи. Хотя, в истории отмечены сильные дамы, княгини, царицы и королевы. Так там же соответствующие инструменты управления, интриги, гильотины, яды, топоры, пули, кинжалы и виселицы. Ну, кому это надо?
Из моих предложений к юбилею реализованы были керамическая кружка, хотя в проекте был резной хрустальный бокал и серебряная медаль для ветеранов ВУЗа, в проекте памятная медаль для всех. С сегодняшних позиций, лучше, гравировкой «Нам 100 лет?». Для тех, кто усердно исполнял свой долг, а может и просто сидел и ходил куда надо и когда надо, например, от 8-00 до 17-00, с перерывом на обед 12-00 до 12-48, в течение 50-ти и более лет.
На ветерана я не тянул, обошелся без медали, а кружек не хватило. Вот хрустальный бокал купил бы, и пил из него, например, кефир. Работать в ТРТИ/МИУС/ЮФУ приходил только на выполнение конкретных проектов 4 раза, соответственно и уходил 4 раза!
Главное впечатление, о студентах вообще забыли, хотя ради них всюду в мире университеты и существуют!
На фото 2009 года, начальник отдела разработок космической отрасли Шляхтин С.А. рассказывает, директор НКБ «МИУС» Сурженко И.Ф. смеётся и Ректор ЮФУ Захаревич В.Г. удивляется! Стоят на фоне, разработанного и изготовленного МИУС-ом для космодрома Байконур оборудования. И есть чему удивляться! Когда-то подобное оборудование изготавливалось и поставлялось для Франции, США, Египта и, внимание, Анголы! Но это ушло в прошлое.
P.S. Зашёл на сайт ЮФУ. Вчера была вторая среда октября, День университета не отмечался, видимо раз в 100 лет интереснее. Зато ЮФУ отметил день кадрового работника! То есть чиновника, а не свободного творца!