Все помнят Александра Демьяненко благодаря комедиям Леонида Гайдая. Даже можно сказать, что артист стал олицетворением советского сверхуспешного кино — но только в образе Шурика. Этот неловкий, но странно обаятельный герой затмил собой множество комедийных персонажей других фильмов своего времени, он же отодвинул на второй план самого Демьяненко, принес ему популярность, и отпугнул более интересные роли.
Хотя комедии с участием Шурика десятилетиями пересматривают сотни зрителей, для Демьяненко карьера оказалась почти похоронена — до конца 80-х. Тогда артист стал получать все меньше предложений, проваливать все больше кастингов. Кроме того, он не молодел, а под актеров в возрасте никто не писал интересные роли.
После распада СССР появились новые режиссеры с новыми историями, независимое кино оказалось злее, менее глянцевым и более откровенным, чем привыкли зрители. Демьяненко пытался найти себя в новой волне и соглашался даже на роли в низкопробных проектах.
Так, он сыграл в детективе «Билет в красный театр, или смерть гробокопателя» с запутанным сюжетом о подполковнике милиции, студентах и связывающих их секретных документах, которые приводят героев на Волково кладбище. Проект нельзя назвать успешным, зато там он оказался в компании Олега Басилашвили.
Кроме того, в его фильмографии оказался проект «Семь сорок» — фильм об эмигрантах, которые мечтали о жизни в США, но волей случая оказались в глухом лесу, и решили построить там собственное государство. Смелый и абсолютно забытый проект собрал на одной площадке Лию Ахеджакову, Демьяненко, Светлану Немоляеву, Анатолия Равиковича и множество других звезд, которым не удалось спасти проект.
В то же время Демьяненко открыл себя с совершенно другой стороны — как актер дубляжа. Именно он подарил свой голос Жан-Полю Бельмондо и Роберту де Ниро в постановке «Франкенштейна».
В «Армагеддоне» его голосом говорил Стив Бушеми, во «Враг государства» — Джон Войт. Артист успешно работал над озвучкой культовых проектов от «Мулан» до «Без лица» и «Смертельного оружия», но лишь самые преданные фанаты смогли узнать его в аудиоперевоплощении. Однако именно так Демьяненко удалось заново раскрыть свой актерский талант.
Читайте также: Диана Гурцкая впервые сняла очки для смелой фотосессии
В то же время его карьера в кино и на ТВ складывалась ужасно. После культовых гайдаевский комедий артист подписался на роль в сериале «Кафе „Клубничка“». Проект окрестили пошлым, а Демьяненко не простили появление в нем. Роль не принесла ему успеха, но подорвала здоровье: ради сериала артисту приходилось постоянно разрываться между Москвой и Петербургом.
Тогда же артист столкнулся с отслоением сетчатки глаза — и оказался в больнице. Там у него заподозрили язву, но выяснилось, что он перенес инфаркт, причем второй по счету. О первом он даже не догадывался.
Уже в августе 1999 года врачи назначили ему операцию на сердце. Он не успел прожить всего день, чтобы оказаться в руках медиков, и умер 22 августа. Ему было 62 года.