Продолжаем рассказывать самое интересное о фильме "Сердце пармы".
Это история противостояния двух миров: Великого Московского княжества и уральской пармы, древних пермских земель, населенных язычниками. Здесь столкнулись герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты. В центре конфликта цивилизаций – судьба русского князя Михаила, который полюбил прекрасную Тиче, ведьму-ламию, способную принимать облик рыси. Страсть к язычнице и верность запретной любви, поход на вогулов, кровопролитные сражения и недолгий мир, битва между Московией и пармой, – герою выпадут испытания, в которых расстаться с жизнью не так страшно, как совершить предательство.
В этой статье - подробнее про главных героев эпической экшн-драмы.
МИХАИЛ (МИХАН), князь Великопермский — Александр Кузнецов
Главный герой проходит путь от десятилетнего княжича, пережившего бойню и смерть отца, до юноши, испытывающего отвращение к жестокости и насилию. От молодого князя, талантливого переговорщика, ищущего компромиссы во имя объединения разрозненных земель, до хитроумного и беспощадного к врагам воина. Любовь к красавице-язычнице Тиче ставит князя перед трудным выбором.
Александр Кузнецов:
«Князь Михаил — романтик, который пытается примирить всех людей вокруг, объединить язычество и христианство. Это не история бесстрашного профессионального воина, это история чистой любви к своей женщине, друзьям, людям и миру».
ТИЧЕРТЬ (ТИЧЕ), женщина и ламия — Елена Ербакова
Дочь кана Танега, местного князя, родилась обычной девочкой. Но ее ждала судьба ламии — хранительницы и жрицы языческой богини Сорни-Най. В Тичерти переплелись два начала: земная, человеческая любовь к Михану и колдовские чары ведьмы-оборотня, которая может превращаться в рысь и управлять силами природы.
Елена Ербакова:
«При создании образа я в первую очередь опиралась на свою религию, шаманизм, и на свои внутренние ощущения, ведь я с детства росла в атмосфере обрядов, это мне близко и понятно. Колдовство, камлание — искала в этой атмосфере. Тиче мне хотелось дать много женского, для меня она вся про любовь. И я тоже! В этом мы похожи. Любовь и страдания, которые она испытывает, очень отзывались во мне в тот момент. Я переживала нечто схожее, была нервно-вибрирующей».
АСЫКА, вогульский князь — Валентин Цзин
Вождь воинственного племени вогулов, заклятый враг князя Михаила. Поборник язычества как единственно верного, по его мнению, пути для вогулов и всех прочих народов. Будучи отвергнут Тиче-женщиной, он вступает в союз с Тиче-ведьмой для воплощения пророчеств и защиты древних богов.
Валентин Цзин:
«Когда я читал роман «Сердце пармы», меня не отпускала каждая страница, каждая фраза. Не только своим точным языком, а мощью мысли... «Валентин, у нас по сценарию и по моей экспликации Асыка — бессмертный («хумляльт»), я хочу, чтобы он был по-настоящему бессмертным», — сказал мне Антон Мегердичев. «Значит, вневременным, современным», — дочитал я в глазах режиссера. После этого меня затянуло в калейдоскоп неожиданных ситуаций и точных решений огромной команды «Сердца пармы». Легкость и ироничность Антона жонглировала с саркастичностью и молниеносными решениями гениального оператора Сергея Валентиновича Астахова. Время, проведенное на площадке с ребятами со всей России, участниками масштабных сцен, наполняло энергией, а общение с каждым коллегой по «ролевому» цеху становилось отдельным актерским мастер-классом. Во время озвучивания в глазах кастинг-директора Натальи Троицкой, которая нашла меня в тоннах актерских архивов, я видел результат работы над этой ролью. А сейчас завершение этой работы с горечью чувствую я сам.
Асыка для меня — герой однозначный, прямой, понятный во всех ракурсах. Ему нужно спасти хотя бы память о своем племени, поэтому он принимает решения, которые стали самоубийственными, со множеством личных потерь, но эти решения спасают самое главное».
ИОНА, епископ Пермский — Евгений Миронов
Православный священник, креститель и просветитель пармы, истово верит в свое предназначение, несет слово Божье и действует во славу Его. Противоречия отца Ионы с князем Миханом принципиальны: он не может благословить брак с язычницей, не принимающей креста.
Евгений Миронов:
«Мне было интересно проследить, как мой герой меняется по ходу сюжета. Он приезжает из Москвы в Пермь с воодушевлением, искренне пытается обратить язычников в православную веру. Потом понимает, что надо действовать жестко, суровой рукой. Это тоже не приводит к желаемым результатам, но он продолжает терпеливо строить храм, занимается проповеднической деятельностью. А когда начинаются жестокие расправы над неверными, он встает на сторону пермяков, говоря, что “все мы люди Божьи”».
ИВАН III, Великий князь Московский, Государь всея Руси — Федор Бондарчук
Иван III Васильевич, внук Дмитрия Донского и дед Ивана Грозного — «собиратель земли русской», создатель единого централизованного российского государства. Среди его достижений также освобождение от ордынского ига, создание Судебника и масштабные государственные реформы. Именно при Иване IIIна государственной печати появился двуглавый орел — византийский символ, который привезла на Русь его жена, София Палеолог.
Федор Бондарчук:
«Иван III в исторических источниках — правитель, при котором произошло присоединение княжеств к Москве, знаменитый «собиратель земли русской». В кино Антона Мегердичева это не только жесткий лидер, но и талантливый дипломат, который наравне с героем Саши Кузнецова, князем Михаилом, ценит умение орудовать и мечом, и словом. Именно разговор этих двух персонажей, полемика разных точек зрения о будущем Руси, и становится одной из самых интересных «битв» фильма».
ПОЛЮД, богатырь, воевода Чердыни — Сергей Пускепалис
Наставник и правая рука князя Великопермского. Заменил Михану отца и полюбил как сына. Верный соратник и несокрушимый воин. Как истинный богатырь, готов «жизнь положить за други своя».
Сергей Пускепалис:
«Мой герой — наставник и защитник Михана. Он всегда рядом, подставляя надежное плечо. Самым сложным на съемках для меня был грим: одну только бороду приклеивали почти два часа!»
Роль Полюда в «Серце пармы» — одна из последних киноролей Сергея Пускепалиса: актер и режиссер трагически погиб 20 сентября 2022 г.
ТАБАРГА, нянька в семье князя Михаила — Елена Панова
Предана Михану и его семье и беззаветно любит Полюда. Не раз испытала горечь утрат, но несмотря на это полна жажды жизни и энергии любви.
Елена Панова:
О героине
«Образ Табарги вызывает у меня симпатию. Моя героиня олицетворяет простую женскую долю. Когда вокруг трагедии и смерти, она — про жизнь. Табарга во всех тяготах, сложных обстоятельствах эту жизнь поддерживает, продолжает и утверждает».
О съемках
Еще хочется отметить титанический труд всей съемочной группы: сложные условия, непростой сценарий. Ребята по полгода жили на съемочной площадке, продолжая при любых обстоятельствах честно и талантливо делать свою работу. Я помню дни, когда на мне был сложносочиненный костюм, а вокруг хоть и красивая, но холодная зима, и мне в этом наряде надо бежать с холма, это очень сложно, так как на ногах кожаные черевички… В общем, приходилось не бежать, а катиться. Но вокруг были пермяки, а они — волшебные. Люди, которые играют в фильме народ, настолько искренние, светлые, прекрасные, которые и подхватят, и подадут руку. Они очень скрашивали тяготы сложных моментов на съемках!»
БУРМОТ, искорский воин, соратник Михана — Владимир Любимцев
Сын искорского вождя Качаима. Верный друг и соратник князя Михаила, раньше других встал под его знамена. Мощный, суровый и несгибаемый воин.
Владимир Любимцев:
О герое
«У Бурмота есть прототип — сотник, воевода, который наследственно управлял частью территории Великопермского княжества. Дословно «Бурмот» — хороший человек. Мой Бурмот немного неотесан, груб, но при этом знает, что такое дружба и юмор».
О съемках
«На съемках было сложно все! И актерские задачи, и погодные условия, и бои, и трюки. Но благодаря этим условиям наша команда была самая сплоченная и дружная. Для меня самое страшное воспоминание — грим, точнее клей с бородой. Это настоящее испытание! А в конце концов самым сложным оказалось попрощаться с этим проектом и всеми теми людьми, кто нас окружал на площадке. Но зато на этом проекте я нашел своих друзей, близких по духу, — Ислама Зафесова и Александра Кузнецова».
ИСУР, татарский воин, соратник Михана — Ислам Зафесов
Сын хана Мансура из Афкуля, татарского города в парме. Горячий и талантливый воин с обостренным чувством справедливости. Всецело предан князю Михану, восхищается его нестандартным мышлением и верен воинской чести.
Ислам Зафесов:
О герое
«Исур — настоящий мужик. Человек, который живет по принципам. Для него воспитание — превыше всего, и какие-то человеческие и мужские понятия он может поставить выше своих целей. Я его могу назвать хорошим другом, хорошим товарищем и человеком, который никогда не предаст и не бросит в трудную минуту».
О съемках
«Подготовка к съемкам шла полгода. Сразу после утверждения начались регулярные тренировки по верховой езде и занятия саблей. Уроки фехтования в институте здорово пригодились!»
ВАСИЛИЙ КАЛИНА, храмодел — Владимир Свирский
Православный мастеровой, строитель храмов Василий — настоящий художник, думающий о вечности и мироздании. Он глубже других почувствовал и понял природный древний дух пермской земли. В колдунье-ламии Калина видит опасность для князя Михаила.
Владимир Свирский:
О герое
«Играя роль Калины, я опирался на образ апостола Павла. Он был жестким и ревностным служителем Бога, не давал поблажек язычникам. Для меня он, скорее, отец. А Калина — ближе к образу матери. Он хотел мягко донести христианство до язычников, чтобы они не испугались, не воспротивились. Калина вырос в среде язычников, он их понимает, знает корни их веры. И видит свою миссию в том, чтобы постепенно обратить язычников в христиан».
О съемках
«В процессе съемок мне было очень приятно работать с Антоном Мегердичевым и со всей командой, все большие профессионалы своего дела. Режиссер, очень чувствующий и понимающий, прислушивался к актерам на площадке, а не был диктатором. Самое сложное для меня это был грим: каждую смену 3–4 часа клеили бороду, надевали сложные костюмы, которые состояли из нескольких слоев одежды. После смены — 2 часа на разгрим. Было сложно. Но это того, конечно же, стоило».