Эволюция e-commerce в странах с разной ментальностью и разным уровнем развития в отдельных направлениях происходит по-разному. Пища для размышлений об отличиях интернет-торговли в России и США в этой статье.
Эта статья не о том, что у кого-то лучше, а у кого-то хуже. Потому что такой продукт современного общества как “e-commerce” создается ДЛЯ потребителя и с учетом его потребностей. Что классно для русского человека, то непонятно жителю Америки. Но всегда имеет смысл перенести чужой опыт на свою реальность. Обязательно найдется что-то полезное. Итак, начинаем.
Онлайн или Оффлайн
Мотивация покупок в онлайне в России и США разная. Американец выбирает онлайн, потому что это быстро – нет сбоев в обработке заказов и сроки доставки строго соблюдаются. Основная мотивация – время. Покупатель из Америки особо не сравнивают цены онлайн и офлайн, потому что главная ценность покупки онлайн для него – это экономия времени.
Житель России в первую очередь видит преимущество онлайн-покупок в низкой цене, хотя это закрепившееся мнение в реальности не всегда находит подтверждение. Да и до сих пор часто русский покупатель только выбирает товар онлайн, а покупает все равно оффлайн. Хотя все же в 2022 году в опросах подтвердилось, что все больше людей выбирают маркетплейс именно по скорости доставки. Поэтому можно сказать, что ценность времени у населения возрастает. В опросе 2021 года 46% опрашиваемых назвали “скорость доставки” среди 5 самых важных критериев выбора онлайн-площадки для покупки товара. Однако лидирует все равно уровень цен (72%).
Оплата заказов
В РФ почти 95% заказов оплачиваются при получении. Это преимущество в глазах покупателя мотивирует его предпочесть онлайн-покупку. Конечно, продавцу было бы куда выгоднее, если бы как в США заказ оплачивался при его оформлении. Это бы дало понимание о количестве покупок, и как следствие можно было бы планировать закупку, загруженность складов. Все процессы стали бы куда более предсказуемыми.
В США условия для покупателя куда более жесткие. Везде заказ должен быть оплачен вперед. А цена доставки зависит от веса товаров. За каждую унцию сверх базового веса покупатель платит на 2-3 доллара больше. Однако Америка видит определенный тренд в том, чтобы разделять цену заказа на платежи. Это именно то, что у нас в России уже практикует большинство маркетплейсов.
Целевая аудитория
Основная ЦА американских маркетплейсов это возрастная группа 35-44 лет, более молодое поколение отстает примерно на 10%. На первом месте среди российских покупателей возрастная группа 18-24 лет, эти покупатели совершают 61% заказов. Разница поколений сказывается и на политике электронной торговли.
Мобильный шоппинг
Сегодня очень важно, чтобы сайт был адаптивен для мобильных устройств. Что в России, что в США покупают с мобильных телефонов очень часто. Потенциальный покупатель может даже просто по дороге с работы вспомнить, что ему что-то необходимо и тут же с телефона зайти на сайт интернет-магазина. Однако, если человек получит негативный опыт, то вряд ли потом снова зайдет на сайт уже с компьютера. Первое впечатление о пользовательском опыте может стать роковым. Разница лишь в том, что в Америке этот фактор играет большую роль, потому что там телефона может не быть разве что у младенца.
Категории товаров
Американский потребитель выбирает в онлайн-магазинах чаще всего одежду, декор для дома, товары для красоты и ухода за собой и эко-френдли товары. В это время покупатели из России заказывают онлайн более практичные товары: бытовую и цифровую технику, мебель и товары для дома, а также продукты питания.
E-commerce в США движется с некоторым опережением. Интернет-торговля в России только начинает набирать обороты. Это лишь возможность с умом перенять опыт других стран. Практичный предприниматель понимает, что лучше, когда на рынке уже есть аналог “продукта”. Потому что появляется возможность избежать “шишек”.