Традиционно все первокурсники географического факультета МГУ после весенней сессии в течение первых двух летних месяцев проходят практику на Сатинской учебно-научной базе географического факультета МГУ в Боровском районе Калужской области.
Практика состоит из 8 самостоятельных частей. В первой части статьи мы расскажем об учебных практиках по топографии, геоморфологии, почвоведению и ботанической географии. Практики по гидрологии, метеорологии, ландшафтоведению и социально-экономической географии освещены во второй части статьи. В свою очередь, каждая практика включает в себя две части: полевую и камеральную.
Во время полевой части студенты — сначала с преподавателем, а затем и самостоятельно — собирали данные о разных аспектах изучаемой территории. Вторая часть заключалась в обработке полученной информации, то есть в написании коллективного отчета. Мы собрали живые впечатления первокурсников о каждой из пройденных практик.
Елена ЗАСЛАВСКАЯ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики. Топографическая практика
Практика по топографии стала для нашей бригады самой первой, а для меня она была самой долгожданной. В течение 11 дней мы выполняли различные виды геодезических работ, итогом которых стал топографический план местности нашего участка. За эти дни студенты научились не только уверенно обращаться с основными приборами — теодолитом и нивелиром, но и познакомились с другими важными в географических работах инструментами: лазерным дальномером, БПЛА, ровером, GPS-приемниками.
Поначалу наша бригада потеряла много времени на нелепых ошибках, что нас немного расстроило: со вздохом приходилось переделывать несколько раз одну и ту же работу. Однако вскоре мы приноровились, и дальше работа шла как по маслу.
Самым трудным и запоминающимся стал день навигации. На одну подбригаду у нас была рация для связи с преподавателем, сухпаек, GPS-приемники, топокарта и космоснимок полигона, лопата для окучивания заросших реперов. Конечная точка нашего «маршрута» располагалась за территорией Сатинского полигона, в заброшенном бункере в Московской области. В этот день наша бригада жутко устала, а мне удалось поймать на себя первого в жизни клеща и потерять в лесу ламинированную карту, которую спустя две недели нашли товарищи из другой бригады.
В конце практики невероятно приятно было наблюдать за тем, как на основе собранных нами полевых данных моими руками за три дня вырисовывался самый настоящий топоплан территории! А преподаватели кафедры картографии и геоинформатики торжественно завершили практику, устроив нам топографический праздник с конкурсами и музыкальным костром. Большое спасибо нашим преподавателям за приобретенные навыки и незабываемое время практики!
Ольга ОВЧИННИКОВА, 2 курс, кафедра гидрологии суши. Геолого-геоморфологическая практика
Практика по геоморфологии оказалась для нас одной из самых трудных. На первых обзорных маршрутах все было в новинку: впервые мы покормили комаров в Язвицах, впервые обгорели на междуречье в безуспешных попытках добуриться до аллювиальных отложений на террасо-увалах. Далее последовали выходы по Волчьему и Егорову оврагам, где буквально каждая закопушка открывала новую страницу в истории развития Сатинского полигона.
Многим запомнился и выезд на автобусах в Рогозинские карьеры. Там мы познакомились с фауной морей каменноугольного периода, застывшей в холме-отторженце. Московская морена на дне карьера под многометровой толщей морских отложений произвела неизгладимое впечатление!
Самыми сложными оказались самостоятельные маршруты. Собрать все «нужные» отложения и при этом все грамотно записать без диктовки и чуткого надзора преподавателя оказалось далеко не простой задачей...
Отдельное спасибо хочется сказать Е.Ю. Матлаховой, которая сумела научить нас видеть рельеф, а многих теперь так и тянет из любого обнажения отобрать и описать образец.
Алина САФИНА, 2 курс, кафедра геохимии ландшафтов и географии почв. Почвенная практика
У нашей бригады почвенная практика была в конце июня и, на контрасте с двумя продолжительными предыдущими практиками, прошла она очень быстро и безумно интересно с нашим прекрасным преподавателем М.А. Чичаевой.
В первый день мы ездили на Бутовский холм для поиска «эталонных» дерново-подзолистых почв и на верховое болото, где мы откопали болотные почвы. Самое интересное заключалось в том, что кроме привычных горизонтов «О» и «Т» мы хотели найти и «тот самый» глеевый горизонт, однако до этого горизонта ни мы, ни другая бригада так и не докопались.
На второй и третий дни мы отправились изучать почвы на нашем профиле, чтобы впоследствии понять, как почвы меняются на различных позициях в ландшафтной структуре, например, почвы автономной позиции сильно отличаются от почв транс-аккумулятивной.
После полевых выходов у нас была работа в лаборатории. Мы провели химический анализ проб, взятых из почвенного шурфа, где были определены реакция среды (pH) и содержание подвижного железа с помощью спектрофотометрического метода. Самым заключительным в этом геохимическом блоке было проведение рентгенфлуоресцентного анализа. Как это проходило? Рентген-анализатором «Олимпус» проводилось излучение почвенных проб на протяжении нескольких секунд, таким образом, формировался некий аналитический сигнал, данные о котором впоследствии обрабатывались. Потом мы собирали воедино всю информацию, полученную за дни практики и анализировали ее для составления отчета.
Кстати, кафедра геохимии ландшафтов и географии почв как-то раз устроила безумно атмосферный и теплый вечер, где преподаватели рассказывали о своих научных направлениях и делились впечатлениями о поездках в экспедиции на о. Шпицберген, в Горный Алтай и многие другие удивительные места.
Петр ВАСИЛЬЕВ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики. Геоботаническая практика
Практика по ботанической географии была для нас третьей на нашем профиле и четвертой в целом, поэтому в общих чертах устройство полигона и профиля мы понимали довольно хорошо. В отличие от многих других практик, дополнительного оборудования было мало, так как основной метод исследования заключался в исследовании растений на контрольных площадках, а инструментами являлись рулетки и мерные ленты.
Чтобы успешно определять растения, в первые 2 дня практики мы ходили по характерным местам полигона и собирали гербарий. С теми же целями был устроен выезд в окрестности Боровска: на Фабричные болота и в Городской бор, и на Бутовское болото. После выездов мы занимались изучением растительного покрова в пределах нашего профиля. Для меня оказалось неожиданностью разнообразие растительных ассоциаций на казалось бы небольшом лугу. Даже в пределах контрольной площадки условия и видовой состав зачастую оказывались различными.
Ближе к концу практики наконец-то выяснилось, где же в ней скрываются современные технологии — в качестве таковых выступила программа Сатино-БГ, с помощью которой мы, исходя из отчетов, сначала заполняли базу наших данных, а потом формировали из нее таблицы, требуемые для глав отчета. Из опробованных программ, сделанных факультетом для Сатинского полигона, Сатино-БГ оказалась наиболее дружелюбна к необученному пользователю.
Результатом работы стали достаточно объемный отчет и геоботанический профиль, а также большой объем знаний о растениях Средней полосы России и их применениях. За все это мы очень благодарны И.М. Микляевой. С ней тернистый путь от определений «какой-то желтый цветочек и злак непонятный» до «репешок обыкновенный и полевица тонкая» мы прошли не без труда, но с удовольствием.
Практики по гидрологии, метеорологии, ландшафтоведению и социально-экономической географии освещены во второй части статьи.
Материал подготовили Елена ЗАСЛАВСКАЯ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики, Ольга ОВЧИННИКОВА, 2 курс, кафедра гидрологии суши
Нашим авторам будет приятно, если вы оцените материал лайком и комментарием. Спасибо, что вы с нами :)