Найти тему
GeograpH

Полевая практика - это не страшно! Сатино-2022 глазами географов. Часть 1

Традиционно все первокурсники географического факультета МГУ после весенней сессии в течение первых двух летних месяцев проходят практику на Сатинской учебно-научной базе географического факультета МГУ в Боровском районе Калужской области.

Практика состоит из 8 самостоятельных частей. В первой части статьи мы расскажем об учебных практиках по топографии, геоморфологии, почвоведению и ботанической географии. Практики по гидрологии, метеорологии, ландшафтоведению и социально-экономической географии освещены во второй части статьи. В свою очередь, каждая практика включает в себя две части: полевую и камеральную.

Во время полевой части студенты — сначала с преподавателем, а затем и самостоятельно — собирали данные о разных аспектах изучаемой территории. Вторая часть заключалась в обработке полученной информации, то есть в написании коллективного отчета. Мы собрали живые впечатления первокурсников о каждой из пройденных практик.

Елена ЗАСЛАВСКАЯ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики. Топографическая практика

Практика по топографии стала для нашей бригады самой первой, а для меня она была самой долгожданной. В течение 11 дней мы выполняли различные виды геодезических работ, итогом которых стал топографический план местности нашего участка. За эти дни студенты научились не только уверенно обращаться с основными приборами — теодолитом и нивелиром, но и познакомились с другими важными в географических работах инструментами: лазерным дальномером, БПЛА, ровером, GPS-приемниками.

Поначалу наша бригада потеряла много времени на нелепых ошибках, что нас немного расстроило: со вздохом приходилось переделывать несколько раз одну и ту же работу. Однако вскоре мы приноровились, и дальше работа шла как по маслу.

Тахеометрическая съемка. Полина КРИЛОВЕЦ
Тахеометрическая съемка. Полина КРИЛОВЕЦ

Самым трудным и запоминающимся стал день навигации. На одну подбригаду у нас была рация для связи с преподавателем, сухпаек, GPS-приемники, топокарта и космоснимок полигона, лопата для окучивания заросших реперов. Конечная точка нашего «маршрута» располагалась за территорией Сатинского полигона, в заброшенном бункере в Московской области. В этот день наша бригада жутко устала, а мне удалось поймать на себя первого в жизни клеща и потерять в лесу ламинированную карту, которую спустя две недели нашли товарищи из другой бригады.

В конце практики невероятно приятно было наблюдать за тем, как на основе собранных нами полевых данных моими руками за три дня вырисовывался самый настоящий топоплан территории! А преподаватели кафедры картографии и геоинформатики торжественно завершили практику, устроив нам топографический праздник с конкурсами и музыкальным костром. Большое спасибо нашим преподавателям за приобретенные навыки и незабываемое время практики!

Нивелирование на склоне. Елена ЗАСЛАВСКАЯ
Нивелирование на склоне. Елена ЗАСЛАВСКАЯ

Ольга ОВЧИННИКОВА, 2 курс, кафедра гидрологии суши. Геолого-геоморфологическая практика

Практика по геоморфологии оказалась для нас одной из самых трудных. На первых обзорных маршрутах все было в новинку: впервые мы покормили комаров в Язвицах, впервые обгорели на междуречье в безуспешных попытках добуриться до аллювиальных отложений на террасо-увалах. Далее последовали выходы по Волчьему и Егорову оврагам, где буквально каждая закопушка открывала новую страницу в истории развития Сатинского полигона.

Многим запомнился и выезд на автобусах в Рогозинские карьеры. Там мы познакомились с фауной морей каменноугольного периода, застывшей в холме-отторженце. Московская морена на дне карьера под многометровой толщей морских отложений произвела неизгладимое впечатление!

Студенты во время выезда на Рогозинский карьер. Мария АРТЁМЕНКО
Студенты во время выезда на Рогозинский карьер. Мария АРТЁМЕНКО

Самыми сложными оказались самостоятельные маршруты. Собрать все «нужные» отложения и при этом все грамотно записать без диктовки и чуткого надзора преподавателя оказалось далеко не простой задачей...

Отдельное спасибо хочется сказать Е.Ю. Матлаховой, которая сумела научить нас видеть рельеф, а многих теперь так и тянет из любого обнажения отобрать и описать образец.

Алина САФИНА, 2 курс, кафедра геохимии ландшафтов и географии почв. Почвенная практика

У нашей бригады почвенная практика была в конце июня и, на контрасте с двумя продолжительными предыдущими практиками, прошла она очень быстро и безумно интересно с нашим прекрасным преподавателем М.А. Чичаевой.

В первый день мы ездили на Бутовский холм для поиска «эталонных» дерново-подзолистых почв и на верховое болото, где мы откопали болотные почвы. Самое интересное заключалось в том, что кроме привычных горизонтов «О» и «Т» мы хотели найти и «тот самый» глеевый горизонт, однако до этого горизонта ни мы, ни другая бригада так и не докопались.

Студенты в почвенном разрезе. Анна-Мария ЛАВРОВА
Студенты в почвенном разрезе. Анна-Мария ЛАВРОВА

На второй и третий дни мы отправились изучать почвы на нашем профиле, чтобы впоследствии понять, как почвы меняются на различных позициях в ландшафтной структуре, например, почвы автономной позиции сильно отличаются от почв транс-аккумулятивной.

На склонах Дедюевского холма
На склонах Дедюевского холма

После полевых выходов у нас была работа в лаборатории. Мы провели химический анализ проб, взятых из почвенного шурфа, где были определены реакция среды (pH) и содержание подвижного железа с помощью спектрофотометрического метода. Самым заключительным в этом геохимическом блоке было проведение рентгенфлуоресцентного анализа. Как это проходило? Рентген-анализатором «Олимпус» проводилось излучение почвенных проб на протяжении нескольких секунд, таким образом, формировался некий аналитический сигнал, данные о котором впоследствии обрабатывались. Потом мы собирали воедино всю информацию, полученную за дни практики и анализировали ее для составления отчета.

Кстати, кафедра геохимии ландшафтов и географии почв как-то раз устроила безумно атмосферный и теплый вечер, где преподаватели рассказывали о своих научных направлениях и делились впечатлениями о поездках в экспедиции на о. Шпицберген, в Горный Алтай и многие другие удивительные места.

Петр ВАСИЛЬЕВ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики. Геоботаническая практика

Практика по ботанической географии была для нас третьей на нашем профиле и четвертой в целом, поэтому в общих чертах устройство полигона и профиля мы понимали довольно хорошо. В отличие от многих других практик, дополнительного оборудования было мало, так как основной метод исследования заключался в исследовании растений на контрольных площадках, а инструментами являлись рулетки и мерные ленты.

Чтобы успешно определять растения, в первые 2 дня практики мы ходили по характерным местам полигона и собирали гербарий. С теми же целями был устроен выезд в окрестности Боровска: на Фабричные болота и в Городской бор, и на Бутовское болото. После выездов мы занимались изучением растительного покрова в пределах нашего профиля. Для меня оказалось неожиданностью разнообразие растительных ассоциаций на казалось бы небольшом лугу. Даже в пределах контрольной площадки условия и видовой состав зачастую оказывались различными.

Изучаем растительность Бутовского болота. Автор: Лаврова Анна-Мария
Изучаем растительность Бутовского болота. Автор: Лаврова Анна-Мария

Ближе к концу практики наконец-то выяснилось, где же в ней скрываются современные технологии — в качестве таковых выступила программа Сатино-БГ, с помощью которой мы, исходя из отчетов, сначала заполняли базу наших данных, а потом формировали из нее таблицы, требуемые для глав отчета. Из опробованных программ, сделанных факультетом для Сатинского полигона, Сатино-БГ оказалась наиболее дружелюбна к необученному пользователю.

Результатом работы стали достаточно объемный отчет и геоботанический профиль, а также большой объем знаний о растениях Средней полосы России и их применениях. За все это мы очень благодарны И.М. Микляевой. С ней тернистый путь от определений «какой-то желтый цветочек и злак непонятный» до «репешок обыкновенный и полевица тонкая» мы прошли не без труда, но с удовольствием.

Практики по гидрологии, метеорологии, ландшафтоведению и социально-экономической географии освещены во второй части статьи.

Материал подготовили Елена ЗАСЛАВСКАЯ, 2 курс, кафедра картографии и геоинформатики, Ольга ОВЧИННИКОВА, 2 курс, кафедра гидрологии суши

Нашим авторам будет приятно, если вы оцените материал лайком и комментарием. Спасибо, что вы с нами :)