Найти в Дзене
Мувимания

«Призраки усадьбы Блай» — мистический сериал о разбитых сердцах, любви, всепрощении и умении отпускать

«Призраки усадьбы Блай» (2020) — очередной шедевр Майка Фленегана — любимчика Квентина Тарантино и Стивена Кинга. В 2018-м Майк представил на суд публики «Призрак дома на холме», снятый по мотивам одноименного романа Ширли Джексон. Флэнеган переделал первоисточник, добавив ему новизны, и сместил акценты с тревожной истории о призраках на психологические травмы семейства Крейн. Более подробно о сериале я рассказывала здесь. «Призраки усадьбы Блай» во многом напоминают сериал-предшественник: тут вам и долгая раскачка, и секретные секреты героев, и тревожный антураж. К слову, «Призраки усадьбы Блай» — более чем удачная экранизация романа Генри Джеймса «Поворот винта». Итак, сюжет Северная Калифорния, 2007 год. Свадьба. Вечер. Гости собрались в гостиной. Тут появляется незнакомка (Карла Гуджино), выбирает место у камина и начинает повествование о призраках. В ее рассказе события происходят в недалеком прошлом — в 1987 году. Дэни Клейтон (Виктория Педретти) работает учительницей В США, но
Потрясающая Виктория Педретти в роли Дэни
Потрясающая Виктория Педретти в роли Дэни

«Призраки усадьбы Блай» (2020) — очередной шедевр Майка Фленегана — любимчика Квентина Тарантино и Стивена Кинга. В 2018-м Майк представил на суд публики «Призрак дома на холме», снятый по мотивам одноименного романа Ширли Джексон. Флэнеган переделал первоисточник, добавив ему новизны, и сместил акценты с тревожной истории о призраках на психологические травмы семейства Крейн. Более подробно о сериале я рассказывала здесь.

«Призраки усадьбы Блай» во многом напоминают сериал-предшественник: тут вам и долгая раскачка, и секретные секреты героев, и тревожный антураж. К слову, «Призраки усадьбы Блай» — более чем удачная экранизация романа Генри Джеймса «Поворот винта».

Итак, сюжет

Северная Калифорния, 2007 год. Свадьба. Вечер. Гости собрались в гостиной. Тут появляется незнакомка (Карла Гуджино), выбирает место у камина и начинает повествование о призраках. В ее рассказе события происходят в недалеком прошлом — в 1987 году. Дэни Клейтон (Виктория Педретти) работает учительницей В США, но вдруг решает сбежать в Лондон. Почему? Мы пока не знаем. Дэни ведет себя странно, шарахается зеркал, старается не смотреть на стекла витрин магазинов. Ей повсюду мерещится темный силуэт мужчины со светящимися стеклами очков. Уже мрачненько, неправда ли?

Жуть!
Жуть!

Дэни ищет работу в столице Туманного Альбиона и волей судьбы попадает в офис адвоката-выпивохи Генри Уингрейва (Генри Томас). Тот пытается найти очередную гувернантку для племянников — Майлза (Бен Эйнсуорт) и Флоры (Амели Смит). Ребятишки потеряли родителей и обитают в старом имении Блай где-то в глуши, где человеческая нога ступает раз полугодие и то, заблудившись. Предыдущая гувернантка Ребекка Джессел (Тахира Шариф) самоубилась, теперь им нужна новая. Причина ухода из жизни — … а я вам не скажу :) Смотрите сами!

Мрачная репутация особняка Дэни похоже не напрягает: у нее есть свой призрак за спиной. Но все равно атмосфера в доме пугающая: следы босых ног на полу в ночи, таинственное озеро, к которому нельзя подходить, странный колодец посреди двора, дети ведут себя чудаковато (перешептываются и недоговаривают), манипулируют Дэни, а Майлз говорит с ней, будто взрослый мужчина, а не мальчик-подросток.

Фленеган использует в сериале сюжетную линию из «Поворота винта» и приправляет повествование флэшбеками из других произведений Генри Джеймса, поскольку растянуть короткую историю из «Поворота» на девять серий было довольно таки сложно.

Напряженный мелодраматический сюжет поддерживается подробными описаниями характеров главных героев. Фленеган использует тот же прием, что и в «Призраке на холме»: каждому персонажу посвящает одну серию и собирает их истории по крупицам, формируя целостную картину происходящего. Один бросил работу, чтобы заботиться о больной матери, другой прелюбодействовал с женой брата, третья не принимает свою гомосексуальность, четвертая винит себя в смерти жениха. У каждого героя есть свой призрак.

Что касается элементов хоррора в «Призраках усадьбы Блай», то их как кот наплакал. Фленеган не пытается напугать зрителей страшными мордами, вместо классических приемов фильмов-ужасов (а это не он, мы уже выяснили), режиссер использует меланхолию. Густой, словно бабушкин кисель, туман над озером, тоскливая мелодия, безликие призраки на чердаке, светящиеся глаза (фирменный прием).

В новом сезоне Фленеган использует память, как главный мотив повествования. В лабиринтах давно минувших ней бесцельно путаются и мертвые, и живые. Свет, к которому так стремится Дэни — всего лишь серая утренняя хмарь. В усадьбе Блай, страх испытывает лишь гувернантка, а остальные погружены в воспоминания: оплакивают близких и самих себя.

Майк Фленеган на славу поработал с сюжетом и деталями в первом сезоне «Призраков», а во втором — сильно переделал жанр, используя книгу Генри Джеймса.

Кстати, интересный момент: именно Генри Джеймс ввел в литературу понятие «ненадежный рассказчик». То есть в историю женщины у камина сложно было поверить, и Майк мог бы пойти по проторенному пути и внедрить в сериал акцент на психологическом состоянии того самого рассказчика. Однако Фленеган подает эту историю зрителям под соусом реальности, но с привкусом готики. Рассказывает о проблемах людей, живущих в Блае, но не подсовывает идею о том, что британская глубинка, окутанная вековыми туманами, смертельно действует на неуравновешенных американских гувернанток.

Конечно, в сериале есть и тревожная атмосфера, и призраки с невразумительными очертаниями лиц. Но напряжение периодически сбивается, когда на передний план выходят флэшбеки и лирические отступления.

Фленегана критиковали за «Призраков на холме», вменяя ему неполное раскрытие предысторий призраков. Поэтому в новом сезоне режиссер подробно показал каждый образ, да так, что их трагические жизненные перипетии вызывают у зрителей только жалость, но никак не страх.

Кто смотрел сериал, отзовитесь? Вам так же, как и мне было жутко от светящихся очков призрака Дэни? А может быть зацепило что-то иное?