Вообще есть 2 традиционных способа объяснения грамматики: дедуктивный (deductive approach) и индуктивный (inductive approach).
1. Дедуктивный способ является традиционным способом объяснения грамматики. Учитель объясняет правило, дает примеры и материал закрепляется необходимым количеством упражнений и активностей. Плюсы этого подхода:
- Экономия времени (правило объясняется сразу)
- Соответственно, остается больше времени на отработку и закрепление материала.
- Помогает учителю избежать тех проблем, которые возникают при индуктивном методе (читайте ниже).
Минусы ДП:
- Подробное объяснение материала увеличивает время говорения учителя (Teacher Talking Time), а значит ученикам может быть скучно.
- Длинные объяснения порой менее эффективны, чем демонстрация и объяснение материала на конкретных примерах.
2. Суть индуктивного метода в том, что ученику даются примеры, на основе которых он должен самостоятельно вывести правило. Естественно учитель помогает ученику, если не все получается. Плюсы индуктивного способа следующие:
- Ученик сам выводит правило или хотя бы пытается сделать это самостоятельно на основе примеров. А значит студент активно вовлечен в процесс обучения.
- Вовлеченность в процесс увеличивает мотивацию, интерес к материалу и повышает самооценку. А это важно для учеников любого возраста.
- Такой материал лучше запоминается, именно благодаря личной вовлеченности студента.
Минусы тоже есть:
- Должен быть пристальный контроль со стороны преподавателя, чтобы студент не сделал неверных выводов.
- Требует большой подготовки со стороны преподавателя (ну просто правило объяснить проще).
- Такой метод подходит не всем студентам.
Какие способы использую я? Оба😊 Все зависит от:
- От уровня студента. На начальном уровне применять ИП проблематично.
- Студента (психофизические особенности, предыдущий опыт изучения языка).
- От грамматической темы. ИП хорошо работает, когда нам надо понять разницу между временами (Present Simple vs. Present Continuous, Past Simple vs. Present Perfect) или грамматическими конструкциями (I fixed my car. vs. I got my car fixed).
А какой подход ближе вам?