Найти тему
Josephine again

«Я просто русская», - вздохнула она обреченно

5 лет - столько в общей сложности я прожила за границей. Снимала квартиру, работала, училась, ездила на метро, покупала продукты и свободно общалась на местном языке. Ещё год, если прибавить все мои заграничные путешествия по странам Европы, Азии и немного Африки.

Когда я вернулась домой после студенческой практики в Нью-Йорке, даже мои родители покрутили у виска: «Ты чего вернулась?». «В смысле, ма?» - хлопала я счастливыми от миллиона впечатлений глазами. Тогда я была слишком молодой, и оставаться в другой стране в незаконном статусе я совсем не собиралась. Потому что была ре-бён-ком. И не умела ещё что-либо планировать в жизни, я просто жила, получая удовольствие от каждого момента.

https://unsplash.com/photos/uF4PfwZPOR8
https://unsplash.com/photos/uF4PfwZPOR8

Потом - уже чуть более осознанно - три года в Швеции. Выучила язык, получила ВНЖ, завела кучу друзей, работу, в целом - более чем успешно интегрировалась в общество.

Через три года взяла отпуск на приличной (особенно для иностранки) шведской работе. Приехала в Россию поменять загранпаспорт. И.... осталась. Мой огромный чемодан с вещами до сих пор должен пылиться где-то в подвале одного из домов одного из спальних районов Стокгольма.

Родители больше не удивляются. Во-первых, соскучились, во-вторых - что с меня взять, путешественницы? Из американки переименовали в шведку.

У знакомых и друзей реакция другая. Сколько же раз в ответ на мою историю о том, что я там жила, я слышала удивленное и недоверчивое: .

И для ответа у меня в голове заготовлен целый список веских причин и четких доводов, почему я всё-таки уехала. Из одной из самых благополучных стран мира. За годы список утрамбовался и устаканился.

Я сложила и проанализировала конкретные минусы или «особенности» жизни в конкретной стране и за границей в целом, из своих сугубо персональных добавила тоску по Родине, по семье, страх от того, что мои будущие дети никогда не поговорят с бабушкой на русском, немыслимый для 24-хлетней девушки ужас от понимания, что я могу умереть там... И ещё много пунктов, которых хватит на отдельную статью, которую можно так и назвать «Почему я не осталась жить в Швеции?».

Правда, я никогда не бросалась в крайности. Боже меня упаси однажды ляпнуть, что тут у нас всё хорошо и идеально. Умом-то я ещё не тронулась. Главное - перестать пребывать в иллюзии, что за границей - сплошь рай, свобода, благополучие и сахар слаще. Своих косяков хватает и тут и там, просто они разные, ребята. Грубо говоря, тут дороги плохие и коррупция, а там дороги хорошие, зато твоей дочери запретят в детском саду надеть розовое платье и играть в куклы, чтобы не дай бог, не внушить девочкам стереотипные роли...

А недавно произошло заурядное, на первый взгляд, событие, которое для меня стало, как говорится, поворотным пунктом.

Это был день города, того самого, моего родного, в котором я родилась и который настолько не выносила, что бежала из него аж на другой конец света. Все современно и прилично, никакого алкоголя и надувных шариков на каждом углу, как это бывало раньше. На сцене главной площади выступало много шикарных коллективов с русскими народными песнями и танцами в красивейших костюмах и красных кожаных сапожках. Вдруг меня, обычную девушку, вполне трезвую, с мороженым, в джинсах и кожаной куртке, понесло танцевать прямо на площади средь бела дня под эти разудалые родные мотивы. Стеснялась, но ничего не могла с собой поделать. Когда мелодии были грустными, я плакала, закрываля глаза солнечными очками, чтобы никто не увидел. У самой крутилась внутри предательская мысль: «Да что со мной!? Я же молодая, чего ж меня так колбасит под это старьё бабушкино?!»

А ведь случалось это не впервые.

Года два назад я ходила на концерт Кубанского казачего хора, и, Боже, как я рыдала там под печальные «Сине море, ой глубоко» и «Господи, помилуй», «Взяв бы я бандуру»... А потом плясала на сцене - нас схватили и затащили в хоровод - под казачьи, переворачивающие что-то в моей душе каждый раз, песни.
Почему же я, которая наизусть знала все хиты современной мировой поп-эстрады, которая в детстве занималась отнюдь не народными, а вполне себе эстрадными танцами, где выступали под Майкла Джексона, покрываюсь муражками и чувствую ком в горле каждый раз, когда слышу марш Славянки при отправлении нашего фирменного поезда на вокзале?

А в моем плейлисте всегда будет место и Любэ и тому же Казачьему хору.

Сопоставляя все эти открытия, я пришла к неожиданному для себя выводу. Это прозвучит пафосно и не современно, и однозначно странно из моих уст, но мне пришлось признаться себе, что я всегда возвращаюсь на Родину всего лишь потому что ... я русская

По зову крови или предков, я до глубины души, оказывается, русский человек. Так же терзаема противоречиями, как наша необъятная, а ещё богатая и бедная, красивая и убогая, современная и старинная, Россия.

Кстати, стоит тут взглянуть на мои свадебные фото. В белой шубке и павло-пасадском ярко-синем росписном платке. Сколько же лестных комментариев заработала эта «русская красавица» в соцсетях. А получилось не специально, просто я совсем замерзла во время этой фотосессии, и платок мне дали... Потом он стал моим любимым, так подходящим под глаза.

-2

Я все ещё обожаю и хочу путешествовать, меня тянет увидеть весь мир, люблю общаться с иностранцами.

Боже меня упаси однажды ляпнуть, дескать, у нас всё хорошо и идеально. Умом-то я ещё не тронулась, слепой и глухой не стала. Сколько же здесь проблем, бед, страхов человеческих есть. Но главное - перестать пребывать в иллюзии, что за границей - сплошь рай, свобода, благополучие и сахар слаще.
Серьезных недостатков хватает и тут и там, просто они разные, ребята. Грубо говоря, тут дороги плохие и коррупция, а там дороги хорошие, зато твоей дочери запретят в детском саду надеть розовое платье и играть в куклы, чтобы не дай бог, не внушить девочкам стереотипные роли... И задумаетесь, родные, что же страшнее.

Поэтому теперь я, безо всяких иллюзий на этот счет, знаю точно, что, как бы ни было там цивильно, я все равно вернусь сюда, на мою такую чудесную и такю неправильную родину. Зная в совершенстве главный международный язык, я хочу, чтобы мои дети говорили прежде всего на русском.

«Я просто русская, мама», - вздохнула я обреченно