Известный анекдот о том, как использование ненормативной лексики ускоряет передачу приказа и даёт преимущество в бою, нашел своё подтверждение и в ходе мобилизации. Спустя неделю после подписания, указание о предоставлении отсрочки родителям троих детей до 16 лет, похоже, так не дошло до военкоматов — видимо, приличных слов начальника генштаба для передачи документа оказалось мало. При этом на горячей линии Минобороны этот документ уже трактуют, как необязательный к исполнению. А один из инициаторов законопроекта об отсрочке для многодетных, депутат Госдумы, тоже перестал выбирать выражения и прямо советует многодетным отцам затаиться до прояснения ситуации. Рассказываем, что происходит.
Социальный взрыв
По действующему закону о мобилизации (31-ФЗ) отсрочка предоставляется отцам четырех детей до 16 лет, хотя в других документах "многодетность" наступает при наличии трёх детей. Несколько депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по делам семьи Ниной Останиной решили исправить эту ситуацию и 28-го сентября внесли законопроект об изменении закона о мобилизации. "Актуальность и срочность принятия законопроекта не вызывает никаких сомнений", пишут они в пояснительной записке. Однако законопроект застрял в комитете Госдумы по обороне и за две недели не прошел даже первого чтения. При необходимости законопроекты у нас могут принимать в один день, и поэтому очевидно, что согласия по его поводу у властей пока нет — когда он будет принят, и будет ли вообще, неизвестно.
Останина продолжила свою борьбу. Пятого октября она пишет министру оборону Шойгу, что мобилизация отцов троих детей "повлекла за собой социальный взрыв" и просит его высказать позицию. Что ответил ей Шойгу, неизвестно, но в тот же день она рассказывает, что встретилась с начальником мобилизационного управления генштаба Бурдинским и в том же посте пишет, что начальник генштаба Герасимов "издал приказ, в соответствии с которым необходимо организовать работу по предоставлению запасникам отсрочек от призыва по мобилизации […] в частности, от призыва освобождаются мужчины, воспитывающие трех детей до 16 лет". Останина считает, что "справедливость восторжествовала" и просит довести эту информацию "до всех, кто тревожится, что семья может остаться без единственного кормильца-отца".
Что-то пошло не так
А дальше начинается какая-то ерунда. 7 октября Останина публикует историю из Тулы, как там "главный по мобилизации" сказал, что "есть такое распоряжение от Герасимова" и сказал, что подпадающего под его критерии "должны автоматом освободить". В субботу сообщает, что новый список отсрочек "разослан из генштаба 9 октября". Но в понедельник отправляет телеграмму министру Шойгу, где сетует на отказы в военкоматах, потому что там "отрицают наличие" документа. Останина просит Шойгу публично объясниться и снова напоминает о "неоправданном повышении социального недовольства".
"Вы видите то, что хотите видеть"
Что министр ответил депутату, пока неизвестно. Но мы знаем, что отвечают на горячей линии министерства обороны и в некоторых военкоматах (у редакции "Зеленоград.ру" есть записи разговоров).
Если выделить важное из путанных объяснений, то говорят следующее:
- указания генштаба ещё не дошли до военкоматов - я слышал, что такой документ есть, но сам не читал - это внутренний документ - это не приказ, а рекомендация - это вообще не для военкоматов - это просто для сбора статистики - как решит военком, неизвестно, ведь практики ещё нет - военком будет руководствоваться этим документом, если у него будет из кого выбирать, но у него план - военком учтет вашу многодетность, приходите в военкомат с документами
Если вы не увидели здесь ясности и четкости, которую ждешь от армии, то вы не одиноки.
Один из операторов объяснял звонившей женщине, что она видит в тексте документа то, что хочет увидеть, а на самом деле "организовать работу по предоставлению отсрочек" это не то же самое, что "предоставить отсрочку". Это другое.
"Приходите в военкомат" или "тяните время"?
Дежурный в зеленоградском военкомате на вопрос, что делать предложил прийти с повесткой и документами в военкомат. На вопрос, точно ли дадут отсрочку, отвечать не стал. В савеловском военкомате дежурный, напротив, сказал предельно четко: "приходите с повесткой, документами и свидетельствами о рождении детей и вас ни-ку-да не берут". А на вопрос, откуда такая уверенность, ответил по-армейски: "потому что я знаю".
Что делать в условиях этой неопределенности, каждый решает сам. Но один из инициаторов поправок в закон о мобилизации на вопрос, что делать многодетному, если ему приносят повестки, прямо ответил "не открывайте и тяните время".
Дополнение: после публикации этой статьи председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов подтвердил "Парламентской газете", что Минобороны в качестве "жеста доброй воли" предоставило отсрочку отцам троих детей до 16 лет. При этом Картаполов как раз и возглавляет тот самый комитет, где застряли поправки к закону о мобилизации. Стоит отметить, что Картаполов, тормозящий поправки в федеральный закон — из "Единой России", а инициаторы поправок — все из КПРФ.
"Зеленоград.ру" отправил официальный запрос в Западный военный округ (к которому относится Москва) с просьбой разъяснить, должны ли военкоматы предоставлять отсрочку отцам троих детей и как в этом случае вернуть домой мобилизованного, у которого появилось право на отсрочку.
Читайте также Что рассказывают зеленоградские мобилизованные и их родственники: повестки, призыв, медкомиссии, отсрочки и условия службы