"Мальтийский сокол", породивший в 1941 году новый киностиль, если не сказать киножанр, получил свое определение только в 50-х, причем от французов, нарекших данное направление в мейнстриме "черный фильм" — film noire. К тому времени, к концу пятидесятых, "нуар" выдохнулся, состарился, истончился.
Тем внезапнее феномен "Мальтийского сокола". Лично для меня "Мальтийский сокол" был первым фильмом в стиле нуар. Я его не пересматривал двадцать лет, успев поглядеть за это время целую пачку нуарных и нео-нуарных фильмов. Так вот, фильм Джона Хьюстона, – та самая классика, породившая "нуар", – когда я его на днях пересмотрел, показался мне тонкой пародией на "нуар", его ироническим переосмыслением. Хамфри Богарт, крутой мэн, бесконечно троллит второстепенных персонажей фильма – мошенников-авантюристов, а также полицейских. Расследуя сложное дело, частный детектив держит в руках нити, управляющие всеми этими своенравными куклами. Тема "рока" практически не звучит, как и тема "фатальной женщины