У «Меридиана» почти десятилетняя история. Впервые идею о скоростной автодороге, которая соединила бы Китай с Европой через территорию Казахстана, России и Белоруссии озвучили в 2013 году. «Меридиан» должен был стать автомобильной частью амбициозного китайского проекта «Новый шелковый путь». Предполагалось, что по «Меридиану» без помех помчаться фуры с китайским ширпотребом, предназначенным для Европы.
Мысль проложить путь от границы Казахстана к рубежам Белоруссии через российские просторы пришла в голову руководителям «Русской холдинговой компании» – бывшему заместителю председателя правления ГАЗПРОМА Александру Рязанову и выпускнику экономфака МГУ Роману Нестеренко. В том же 2013 году они зарегистрировали ООО «Меридиан».
Согласно проекту Нестеренко – Рязанова, трасса «Меридиан» огибала все крупные города, расположенных вдоль маршрута. А в Оренбургской области вообще планировалось пустить её вдоль границы с Казахстаном, по безлюдной степи.
Почему? Потому, что «Меридиан» задумывался как частная дорога. Её владельцам сначала предстояло выкупить землю, по которой пройдет автострада.
Естественно они хотели это сделать по максимально низкой цене. Вот и проложили маршрут своего автобана там, где земля дешевле всего, вдали от населённых пунктов.
- Философия была вполне рыночная, использование бюджетных средств не планировалось, и проект одобрили на самом высоком уровне.
В 2016 году правительственная комиссия по транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича признала «Меридиан» частью транспортного коридора Европа – Россия — Западный Китай.
В 2018 году, несмотря на некоторые возражения нового министра транспорта Евгения Дитриха, премьер Д.А. Медведев включил проект своего бывшего коллеги по ГАЗПРОМУ Рязанова в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры и поручил правительству помочь с китайскими инвесторами.
В том же году от пропускного пункта Сагарчин на границе с Казахстаном началось строительство автострады. К этому времени «Меридиан» выкупил 100% необходимой под дорогу земли в Самарской и Тамбовской областях, 96% в Смоленской, 90% в Оренбургской. Компания потратила на это сотни миллионов рублей собственных средств.
Трудности возникли только в Брянской области. Там автострада должна была пройти по пастбищам «Мираторга». Но совладелец компании Виктор Линник расставаться с землёй отказался.
Впрочем, этот вопрос казался решаемым, и владельцы «Меридиана» не теряли оптимизма.
Между тем 25–27 апреля 2019 года состоялся визит Владимира Путина в Китай для участия во Втором международном форуме «Один пояс, один путь».
В Пекин тогда приехали 37 лидеров государств и правительств, а также директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.
В рамках форума глава Внешэкономбанка Игорь Шувалов подписал соглашение с China Development Bank о предоставлении 65 млрд юаней на российские проекты стратегии «Один пояс — один путь». Тогда это было примерно 600 млрд рублей — как раз бюджет «Меридиана». Строительство дороги должны были начать в 2020 году и закончить в 2024‑м.
Однако тут на китайские инвестиции стала претендовать ещё один автобан. Речь идёт об автостраде М12 Москва – Казань. Эта платная магистраль должна пройти параллельно уже существующей дороге М7, через юг Нижегородской области и Чувашии (Муром – Арзамас – Сергач – Канаш – Шали). Минтранс и ГК «Автодор» поддержали именно этот проект, а не «Меридиан».
Но самое неприятное для Рязанова и Нестеренко заключалось в том, что к «Меридиану» потеряли интерес китайцы.
А без китайских денег Внешэкономбанк готов был дать кредит только под очень большой процент. Последней надеждой стали средства из пенсионного фонда ГАЗПРОМА, но, вопреки расчётам Рязанова привлечь их не удалось.
Что же повлияло на позицию Китая?
Как мы помним 2019 год был последним спокойным годом перед начавшейся в 2020 году ЭПОХОЙ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН. А одним из её итогов, как мы сейчас видим, похоже, станет резкое ослабление экономических связей между Россией и Европой. Да и объемы торговли Китая с Западом из-за возможного Тайваньского конфликта могут значительно сократиться. В этой связи изначальный маршрут «Меридиана» полностью потерял свою актуальность.
Казалось проекту Рязанова – Нестеренко настал конец. А тут ещё в марте 2021 года власти Орловской области разорвали с Рязановым контракт.
И вдруг свет в конце туннеля забрезжил!
В декабре 2021 года готовность участвовать в кампании в качестве финансового партнера подтвердил Евразийский банк развития. А премьер-министр России Михаил Мишустин заявил и о возможном подключении к проекту государства. Летом 2022 года стало известно, что интерес к «Меридиану» опять проявляют китайские компании.
Но этот интерес обусловлен изменением маршрута автострады. Теперь предполагается, что она свяжет Китай с Ираном.
Каким образом?
В июне 2022 года было объявлено, что трасса М12 будет продлена до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска. Также рассматривается вопрос продолжения этой магистрали через Омск и Новосибирск до границы с Монголией.
А там и до Китая рукой подать.
«Меридиан» же обозначит иранское направление: (Набережные Челны – Самара – Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Краснодар).
К строительству планируется приступить в следующем году. И уже с участием государственных денег.
Дорога будет четырехполосной (а на отдельных участках шестиполосной) и частично платной.
Иначе говоря, «Меридиан» теперь наконец-то будет соответствовать своему названию (то есть пойдет с севера на юг, в меридиональном направлении). Но теперь о соединении Белоруссии и Казахстана речь уже не идёт.
Зато новый маршрут «Меридиана» – это реальное развитие необходимой для России инфраструктуры. В то время как старый вариант автострады был бы выгоден только её владельцам и Китаю.
#Китай
#один пояс один путь