Найти тему

История нереализованного художественного музея Гитлера в Линце

Оглавление

Музей Гитлера, первоначально по–немецки называвшийся Das Führermuseum, к счастью, был нереализованным художественным музеем в культурном комплексе, запланированном Адольфом Гитлером для его родного города, австрийского города Линц.

Предполагалось, что это будет величайший (как по размеру, так и по коллекции) музей в мире. Вот почему в 1939 году началось величайшее разграбление произведений искусства 20-го века. Произведения искусства в большинстве случаев были конфискованы или украдены нацистами по всей Европе во время Второй мировой войны. Культурный район должен был стать частью общего плана воссоздания Линца, превратив его в культурную столицу Третьего рейха. План состоял в том, чтобы затмить Вену, к которой Гитлер испытывал личную неприязнь. Отвращение было вызвано главным образом тем, что он сам не смог поступить в Венскую академию изящных искусств.

Макет музея Фюрера из запланированного “Европейского культурного комплекса” в Линце, Австрия, около 1933 года.
Макет музея Фюрера из запланированного “Европейского культурного комплекса” в Линце, Австрия, около 1933 года.

Планы художественного музея Гитлера

Предполагаемой датой завершения проекта был 1950 год, но, конечно, из-за падения Третьего Рейха он так и не был завершен. Единственной частью тщательно разработанного плана, который был построен, был мост Нибелунгов, который сохранился до наших дней.

Гитлер был нереализованным художником и любил искусство. Еще в 1925 году у него возникла идея построить “Немецкую национальную галерею” в Берлине и быть директором этой галереи. Но именно после включения Австрии в состав Германии, Гитлер начал думать о том, чтобы построить музей своей мечты не в Германии, а в своем “родном городе” Линце в Австрии. Он стал одержим этой идеей.

Музейный комплекс, спроектированный гитлеровским архитектором Альбертом Шпеером, должен был включать в себя оперный театр, гостиницу, плац и музей. Там была бы библиотека, в которой можно было бы разместить до четверти миллиона томов. Музей с огромным (около 150 м) фасадом с колоннадами выглядел бы в монументальном фашистском неоклассическом стиле. План включал около 36 километров галерей (лондонский музей Виктории и Альберта насчитывает около 8 километров галерей). В этих галереях должны были быть представлены 27 000 предметов искусства. Макет музея был создан в январе 1945 года в бомбоубежище, расположенном недалеко от рейхсканцелярии в Берлине.

Гитлер восхищается моделью Музея Фюрера в своем бункере, февраль 1945 года.
Гитлер восхищается моделью Музея Фюрера в своем бункере, февраль 1945 года.

Гитлер любил смотреть на свой проект во время своего пребывания в рейхсканцелярии, проводя много часов, молча сидя перед ней. Чем ближе Германия подходила к военному поражению, тем больше просмотр модели становился единственным облегчением Гитлера.

По словам одного из секретарей Гитлера, он никогда не уставал говорить о своем запланированном музее. Это часто было темой его регулярных послеобеденных чаепитий. Он объяснял, как картины должны быть развешаны: с большим пространством между ними, в комнатах, обставленных мебелью, соответствующими периоду, и как они должны быть освещены. Ни одна деталь презентации произведений искусства не была слишком маленькой для его рассмотрения.

Коллекция

Коллекция произведений искусства для планируемого музея в Линце была собрана не только благодаря конфискации. Гитлер сам отправлял своих солдат в поездки в Италию и Францию, чтобы покупать произведения искусства, за которые он платил своими собственными деньгами. Деньги были получены от продажи "Майн Кампф", а также от спекуляций недвижимостью на земле в районе Бергхофа – горного убежища Гитлера в Баварских Альпах. Дополнительные гонорары поступили от изображения Гитлера, использованного на почтовых марках.

Немецкие солдаты дивизии Германа Геринга позируют перед Палаццо Венеция в Риме в 1944 году.
Немецкие солдаты дивизии Германа Геринга позируют перед Палаццо Венеция в Риме в 1944 году.

21 июня 1939 года Гитлер учредил в Дрездене Специальную комиссию и назначил доктора Ханса Поссе, который собирал произведения искусства не только для Музея Фюрера, но и для других музеев Германского рейха, особенно на восточных территориях. Произведения искусства должны были быть распределены по этим музеям после войны. В Дрезденскую комиссию входило около 20 специалистов: кураторы картин, гравюр, монет и доспехов, библиотекарь, архитектор, администратор, фотографы и реставраторы.

Начиная с осени 1940 года Гитлер регулярно получал (часто в качестве рождественского подарка) фотоальбомы с комментариями, полные конфискованных произведений искусства, которые можно было выставить в Музее Фюрера. Всего был подготовлен 31 альбом, из которых 19 сохранились до наших дней.

Монументалисты: Джордж Стаут, третий слева с буквой “N” на рубашке, перемещает центральную панель Гентского алтаря в Альтаусзее, Австрия, в июле 1945 года. SFGate.
Монументалисты: Джордж Стаут, третий слева с буквой “N” на рубашке, перемещает центральную панель Гентского алтаря в Альтаусзее, Австрия, в июле 1945 года. SFGate.

Разграбленное искусство

Союзники обнаружили несколько тайников для награбленных произведений искусства, в том числе знаменитую соляную шахту в Альтаусзее, в Австрийских Альпах. В нем хранилось около 12 000 украденных произведений искусства, в том числе знаменитый Гентский алтарь Яна ван Эйка. Это произведение искусства было целью номер один, которую Гитлер хотел сделать центральной частью своего музея. Из-за его известности и важности, а также из-за того, что он был насильственно возвращен в Бельгию из Германии по Версальскому договору, его возвращение исправило бы эту несправедливость по отношению к немецкому народу.

Мужчины–монументы: Фрэнк П. Олбрайт, Эверетт Паркер Лесли, Джо Д. Эспиноза - и польский офицер связи Кароль Эстрайхер позируют с Дамой с горностаем работы Леонардо Да Винчи после ее возвращения в Польшу в апреле 1946 года.
Мужчины–монументы: Фрэнк П. Олбрайт, Эверетт Паркер Лесли, Джо Д. Эспиноза - и польский офицер связи Кароль Эстрайхер позируют с Дамой с горностаем работы Леонардо Да Винчи после ее возвращения в Польшу в апреле 1946 года.