Харитина – открывает «долгие» засидки. А перед ними было время трепать, мять лен, коноплю и нести первинки, первые пучки кудели для освящения, для приклада к святым иконам в церковь.
Девушки уже сходились в какой-нибудь избе, но на короткое время, начинали прясть. Еще засветло они расходились. А со дня Харитины - девушкам не возбранялось как можно дольше засиживаться за прядением. Эти засидки отличались своеобразием обряда. На работу девушек приходили поглядеть парни. И каждая с трепетом думала, как одеться, какие ленты вплести в косу. С собой на засидки девушка брала прялку, кудель. Конечно же, кто-то из старших в семье помогал ей собрать нужное для работы, провожал и встречал её в урочное время. В засидках было немало радости, но и немало девичьего страха. Ведь именно там проявлялись: может ли девушка умело прясть, тонка ли ее нить, спорна ли работа? Да и кудель была разной. Льняная, конопляная, пеньковая…
Конечно, узнав цену льняным нитям, каждая девушка пряла самым тщательным образом. Незамеченные на празднике, на святочных гуляниях, на смотринах сарафан, плат, рубаха, становились укором окружающих и оборачивалось отчаяньем для девушки. Так что надо было немало потрудиться, суча (выпрядая) нить. К тому же, часть ее работы шла на будущее приданое, а другая - на обновы для всей семьи.
Тянуть кудель – ох как не затейливо! Но вот приходили деревенские парни, кланялись, поначалу стояли в стороне. Потом начинали прохаживаться, разглядывать прялки. Подтыкать в светцы лучину. Останавливались. Приглядывали: кто какие нити выпрядает. Особо разгуливаться не полагалось. Глядели, конечно же, и на девушек. Могли что-то спросить. Без всяких смешков, подковырок. Также себя показывали. Свою порядочность.
Девушкам надо было напрясть, наработать норму, что ей уставляли родители. Ведь время прядения скоро отступит, начнется время тканья.
На долгих засидках – долгие песни, долгие тихие игры. Девушки начинали припевать:
«Ходит парень,
ходит парень по двору!
Он бросает,
он кидает шелковый платочек!
На колени шелковый платочек,
на любовь!..»
Эта песня была знаком к игре. Парни, кланялись девушкам. Один из них брал платочек и прохаживался возле девушек. Потом он бросал его на колени одной из них. Та выходила на середину избы, трижды целовалась с парнем. Она обходила уже сидевших на лавке, пришедших в избу парней и бросала одному из них платочек. Тот ее провожал до прялки и с платочком продолжал игру.
Считалось стыдным несколько раз бросить платочек одной и той же девушке или обойти кого-нибудь из девушек и не вызвать на середину. В каждой игре таились свои чудесные знаки, которые давали молодым понять взаимность чувств, серьезность ухаживаний.
Имя Харитина, значит – благородная. Что и было ее духовным богатством. Святая Харитина считалась поручительницей девичьей чести, долгих засидок.
В Житие святой говорится, "что ее родители во время гонений вынуждены были бежать из Великого княжества Литовского. Когда она подросла, её сосватали князю Феодору Ярославичу, родному брату святого князя Александра Невского. Но так произошло: князь Феодор накануне своего свадебного торжества загадочно умер. Убитый горем его отец, князь Ярослав, отдал все дары невесте и с честью отпустил. Но она приняла постриг с именем Харитины в монастыре Петра и Павла на Новгородской земле". Потому Харитину еще величают, как достойно принявшую новое Отечество, землю Русскую.