Знакомство с творчеством американского писателя и сценариста Тома Светерлича я начал с романа «Исчезнувший мир» (см. мой отзыв о нём на Дзене), который представляет собой органичный синтез НФ и триллера. Правда, при чтении меня порой тревожил перебор с мрачностью в тексте: подробности расследования кровавого группового убийства казались ещё более гнетущими в атмосфере предчувствия апокалипсиса, неумолимо надвигающегося из будущего. Но всё искупалось оригинальными идеями и необычными обстоятельствами, предложенными автором.
Роман «Завтра вновь и вновь» был написан в 2014 году. Это дебютная книга автора, которая, кстати, позволила ему уйти на вольные литературные хлеба, поскольку Светерличу удалось продать права на экранизацию романа за достаточно крупную сумму. «Исчезнувший мир», изданный в России в 2019 году, я прочёл с интересом, поэтому ждал выхода у нас очередной книги Светерлича, которая, к сожалению, моих ожиданий не оправдала. Но, раз уж эта вещь (имею в виду роман «Завтра вновь и вновь») была у писателя первой, наверное, придётся мне простить американца и дождаться третьей.
«Завтра вновь и вновь» рассказывает о злоключениях Джона Доминика Блэкстона, страхового следователя, осуществляющего проверку обоснованности страховых требований граждан по случаям гибели их родственников во время террористического акта, стершего с лица земли город Питтсбург (кстати, Том Светерлич живёт именно в Питтсбурге). События в романе происходят в 2058 году, в предельно киберпанковой реальности, всё происходящее обязательно оцифровывается, повсюду камеры, люди с Начинками (имплантированными в мозг устройствами) живут в мире дополненной реальности, которая беспрерывно атакует их рекламой, трансляциями секс-шоу и прочей информационной дребеденью, чаще всего ненужной, суть которой можно легко передать слоганом: «Покупай, трахайся, продавай!». Доминик несчастен, он смертельно тоскует по своей погибшей в ядерном огне беременной жене Терезе-Мари. И, хотя с момента теракта прошло десять лет, горе Доминика не утихает. Он спасается общением с цифровой копией Терезы в Архиве, представляющем собой подробнейшую виртуальную симуляцию-реконструкцию уничтоженного Питтсбурга, сделанную на основе записей из камер и Начинок погибших жителей города. Регулярное посещение Архива герою позволяет его должность, к тому же он занимается расследованием убийства девушки по имени Хана Мосси, на труп которой он натыкается в Архиве. Герой перманентно пребывает в депрессии, к тому же он лечится от наркомании и теряет работу, но тут один очень богатый человек поручает ему найти следы ещё одной девушки по имени Альбион, кем-то бесследно стёртой из Архива.
Я читал страницу за страницей унылого киберпанкового нуара, разбавленного нытьём героя и его тягомотного самопсихоанализа, и лишь примерно на третьей трети романа началась хоть какая-то движуха. Но вместе с этим книга практически перестала быть фантастической, превратившись в детективный триллер с тошнотворным изложением обстоятельств нескольких убийств и покушений на убийства. И теперь даже отсылка к Шекспиру в названии романа и обилие приконченных героинь вряд ли заставят меня открыть эту книгу ещё раз.
© Владимир Ларионов
#светерлич #отзывы ВЛ #зарубежная фантастика
Я уже писал на Дзене о другом романе Тома Светерлича:
Том Светерлич. Исчезнувший мир