Найти тему

Деревянная Москва и Подмосковье – Часть 4.

Оглавление

"Сохранившиеся московские и подмосковные деревянные особняки и дачи— это свидетели того города, от которого, как принято теперь говорить, «почти ничего не осталось». И, значит, их стоит увидеть своими глазами" - один из лучших экспертов, сотрудничающих с нашим журналом, продолжает методично объезжать их на велосипеде сохранившиеся деревянные здания. И после каждой такой велоэкскурсии он в своем блоге под заголовками «МОЯ ДЕРЕВЯННАЯ ВЕЛОМОСКВА» или «МОЁ ДЕРЕВЯННОЕ ВЕЛОПОДМОСКОВЬЕ» публикует собственные впечатления. Ну, а мы знакомим с ними наших читателей. Перед Вами четвертая статья, созданная на основе таких заметок.

1. Дача Бориса Пастернака в Переделкино

-2
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены

Автор этого типового проекта - немецкий архитектор Эрнст Май, который спроектировал все довоенные дачи в Переделкино (более 30 типовых проектов).
Из всех писательских дач в Переделкино дом Пастернака, пожалуй, наиболее известен. Однако, приехав в посёлок писателей, Борис Леонидович не сразу поселился здесь. Лишь через три года семья сменила старую дачу на новую. Пастернак был очень доволен переездом. Прежний участок казался ему неуютным и тёмным, в саду плохо приживались растения. Новый дом напоминал поэту корабль, выплывающий на океанский простор и смело идущий навстречу будущему.

Литературное творчество на новом месте получило вторую жизнь. После долгого перерыва Пастернак вновь почувствовал прилив вдохновения и связывал это именно с переездом. К 1941 году был создан стихотворный цикл, получивший имя посёлка – «Переделкино». Включённые в него стихотворения передают сплетение человеческой жизни с основами мироздания и вечным чудом природы.

Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.

В доме в разные времена бывали А. Ахматова, А. Эфрон, К. Чуковский, Б. Ливанов, Нина Табидзе, Вс. Иванов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко... На прекрасном рояле фирмы «Бехштейн» играли выдающиеся пианисты: Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина.

Источник

2. Парк "Малевич"

Архитектор парка «Малевич» и основатель бюро Basis Иван Охапкин:
"... в недавно открывшемся парке «Малевич» в Одинцово. Художник здесь часто бывал после 1917 года, и мы решили сохранить память места. Работы Малевича — всегда вызов, эмоции и чистые, простые формы. Мы не использовали образы в чистом виде, а постарались передать ощущения, которые вызывает его искусство — оно до сих пор работает, провоцирует на создание других произведений. Для нас важно было не переиграть с этими чистыми формами, а уместно интегрировать их в природный контекст. Благодаря использованию зеркальных листов нержавейки мы смогли «нанести» на форму отражение меняющегося неба, облаков, качающихся на ветру деревьев, играющие блики солнца. Получился оммаж русскому супрематизму в пейзажном парке."
Лизе Фонской понравилось всё, а мне только ворота. Классная идея. Фото не передают (по крайней мере в моем исполнении). Остальные домики уже "ту мач"(
Я не очень понял, что дают зеркальные крыши в данном образе и почему всё такое хмуро-пёстрое.
Хотя, нужно признать, что в целом, этот парк большой шаг вперёд и всё очень здорово!

Сам парк будет просто замечательным. Он занимает треть Подушкинского леса. Устроители подхватили народные идеи (в этом месте в лесу всегда были волейбольные площадки и шашлычные заимки и народ из Москвы на электричке приезжал сюда на целый день). Сейчас это всё облагородили и сделали еще больше. Проложили дорожки (зимой лыжню) по лесу и построили стадион на поляне (архитектор Сергей Краснокутский). Стадион суперский, финалист премий PROWOOD и АРХИWOOD и его нужно будет опубликовать отдельно.

3. Вспольный переулок, дом 13, стр. 1

Не каждый деревянный дом выглядит таковым. В Москве очень много зданий деревянной конструкции скрывается под штукатуркой.
Это двухэтажное здание с первым этажом из камня и вторым деревянным было построено в 1837 г., но современный облик получило в 1887 г. после реконструкции архитектором В.С. Критским.
По всей видимости, тогдашний владелец, коллежский асессор Барнашвейлов, отвёл дому доходную функцию: на втором этаже находилась одна большая квартира, а на первом две поменьше.
В 1900-1905 гг. в одной из них располагалась редакция журнала «Вопросы философии и психологии».

После революции 1917 г. здание оставалось жилым, в 1992 г. было отреставрировано, но в настоящее время не эксплуатируется.
Недавно опубликован акт историко-культурной экспертизы дома 13 строение 1 по Вспольному переулку, рекомендовавший присвоить ему статус объекта культурного наследия.
PS.
Кирпичная кладка на правом торце здания называется брандмауэрной стеной и служит противопожарным целям.
Со стены, что смотрит во двор отвалился кусок штукатурки и что то деревянное из под нее проглядывает.

4. 1-й Волконский переулок, 14 строение 2

Я приехал по этому адресу, чтобы запечатлеть очередной деревянный дом в центре Москвы, что само по себе удивительно. А тут удивительно вдвойне, потому что тут любимая мною когда то КОРЧМА! С фирменным пивом, прекрасным обращением, какой то удивительной теплотой персонала и живым прекрасным пением.

Теперь про сам дом. Двухэтажный сруб, согласно Росреестру построен в 1910 году. В то время участок принадлежал купчихе Морозовой Александре Игнатьевне.
Впрочем, в данном Росреестр, скорее всего, ошибается. Ещё в середине XIX века здесь жил Пётр Фёдорович Бирюков, который выбился в купцы из простых банщиков. Дом стал сердцем его банной империи, занимавшей квартал вокруг Садовой-Самотёчной.
По всей видимости, в советский период оно оставалось стало жилым, а на закате СССР здесь разместилось учреждение.

5. Сытинский пер., дом 5/10, стр. 5

Уникальный образец застройки города до пожара 1812 года. Главный дом городской усадьбы бригадира Измайловского полка Андрея Петровича Сытина. Построен в 1804 году в стиле классицизм на белокаменном фундаменте XVII века.
Центральная часть главного фасада выделена небольшим портиком с четырьмя тонкими коринфскими колоннами[3]. Портик завершается фронтоном с полуциркульным окном. Высокие окна главного фасада обрамлены наличниками и увенчаны лепными орнаментами в стиле ампир (люнеты и медальоны), появившимися после Отечественной войны 1812 года. Дом Сытина вмещает анфиладу высоких парадных помещений с уличной стороны и антресоли над низкими задними комнатами. Сохранились печи, облицованные белой керамической плиткой. На западной стене лестничного холла — лепные кариатиды второй половины XIX века.

К началу XXI века дом на протяжении многих лет пустовал, что не лучшим образом сказалось на его состоянии. В июле 2019 года была завершена его реставрация компанией ООО «Галс», которая стала правообладателем дома сроком на 49 лет, с условием его дальнейшей реставрации и приспособления к современному использованию.
В проекте реставрации и приспособления к современному использованию (главный архитектор Алексей Владимирович Гинзбург) предусмотрено сохранение общей исторической пространственно-планировочной структуры здания в соответствии с историческим обликом здания на вторую половину XIX века, когда формировалась основная объёмно-планировочная структура объекта культурного наследия.

Продолжение следует

Номер этой статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 19.05.04.
(в рубрикаторе собраны статьи, опубликованные на трёх интернет-платформах:
ЯRUS, ЯНДЕКС-ДЗЕН, PABLIKO).

Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал!

#деревянная архитектура #памятники архитектуры #дача бориса пастернака #парк малевич #вспольный переулок 13 #1-й волконский переулок 14 #cытинский переулок 5