Задумывались вы когда-нибудь над тем, что железные дороги неразрывно связаны с культурным и археологическим наследием? Мало кто знает, что перед строительством железнодорожных путей обязательно проводятся не только экологические, геодезические, но и археологические работы!
Благодаря строительству железнодорожных магистралей в свое время были обнаружены курганы эпохи бронзы в Ростовской области, античное поселение в Краснодарском крае, памятник эпохи викингов под Смоленском, скифские памятники археологии в Сибири и многое другое.
Как происходят раскопки в двух словах
Археология в рамках строительства железных дорог – это исследование в ходе полевых разведок. На этапе "разведки" проводится прохождение всей трассы ногами и начинается закладка шурфов (локальные земляные работы по определению системы). Это нужно для того, чтобы изучить культурные пластования в земле. Во время "разведки" определяется наличие или отсутствие объектов культурного или археологического наследия: это могут быть могильники, различные населения, пураны и прочее. Следующая стадия – запуск проекта, если на участке застройки нашли что-то ценное. Это входит в стадию СМР (строительно-монтажных работ), в рамках которой перед строительством все объекты должны быть исследованы последствием раскопок. В таких случаях проектировщики меняют маршрут дороги, либо ждут окончания раскопок. В самом конце государственные органы, отвечающие за охрану культурного наследия, выписывают специальное заключение о том, что все объекты исследованы и территория является свободной для строительства.
Интересно, что подобные работы ведутся еще со времен Царской России. В 1885 году Николаем II был издан Указ о создании Императорской Археологической комиссии. Главная цель - контроль земляных работ при прокладке железных дорог и другом крупном строительстве.
"В ходе раскопок открывается совершенно новое понимание культурного наследия страны. Так, по приказу Александра III во время строительства Транссибирской магистрали были проведены раскопки. Найденные тогда объекты стали основой для формирования коллекций местных музеев".
Василий Новиков, руководитель департамента археологии ООО НИПИИ ЭТ "Энерготранспроект"
Во время строительства Крымского моста в 2018 году нашли древнегреческое поселение. В районе работ по железнодорожному подходу к мосту археологи обнаружили древнюю усадьбу. По оценкам экспертов, речь идёт об античном поселении конца V – начала III века до нашей эры.
Еще один пример: перед строительством железной дороги Кызыл – Курагино в Туве в 2020 году были обнаружены свыше 70 археологических памятников.
«Охрана культурного наследия страны - очевидный приоритет любого государства. Если бы не было раскопок во время строительства железнодорожных магистралей, не было бы возможности так подробно передать историю края или местности».
Василий Новиков, руководитель департамента археологии ООО НИПИИ ЭТ "Энерготранспроект"
Железнодорожная компания АО "ОТЛК ЕРА" (JSC UTLC ERA) стремится развивать культурные проекты и всегда открыта к сотрудничеству. Так, при поддержке компании прошла выставка "Новый Шелковый путь: Время, пространство и сущность". На экспозиции представлены работы двух парижских фотографов, которые были сделаны во время их путешествия по Великому Шелковому пути.