Уже завтра в кинотеатрах можно будет посмотреть новый фильм «Умереть за доллар» с Кристофом Вальцем и Уиллемом Дефо. Нам удалось это сделать на пару дней раньше, за что отдельное спасибо «Киноафише».
Хотелось бы поблагодарить и заслуженного режиссера фильма Уолтера Хилла («Герой-одиночка», «Красавчик Джонни», «Прерванный путь», сценарист «Чужих»). К сожалению, благодарность эта была бы явно незаслуженной. Трудно поверить в то, что мастер вестернов не смог снять хороший вестерн с участием Кристофа Вальца и Уиллема Дефо, однако ничего не поделаешь – приходится констатировать полный провал мастера.
Сюжет простой. Кристоф Вальц, как и в «Джанго», играет охотника за головами. Как и в «Джанго», у него появляется темнокожий напарник. Как и в «Джанго», они должны найти и спасти девушку (ее играет Рэйчел Броснахэн из «Удивительной миссис Мэйзел»). В какой-то момент, разумеется, что-то идет не так, и рука сама тянется к кобуре. Отличие от «Джанго» заключается в том, что здесь герой Вальца изначально показан нам стареющим беспринципным дельцом, который готов исполнить любую работу и не задает лишних вопросов. Противостояние добра и зла его совершенно не интересует. В какой-то момент характер героя Вальца меняется радикальным образом, и он встает на путь искупления, будучи готовым пожертвовать собой ради спасения хотя бы одной живой души. Только так он сможет оживить свою собственную душу, уже почти умершую.
Идея, казалось бы, интересная, особенно на фоне тянущегося через весь фильм и не имеющего прямого отношения к сюжету противостояния с героем Дефо, который как будто меняться не собирается вовсе. Ему нормально и естественно быть злодеем, бомбить фраеров и убивать тараканов и английских джентльменов с одинаковой брезгливостью.
Проблема этого фильма не в самой идее, а в ее реализации. Совершенно неясно, какими мотивами руководствуются герои, и это даже если принять во внимание фатализм, присущий всем вестернам.
«Умереть за доллар» никак не может определиться, каким именно вестерном он является – классическим или современным. В наше время как-то уже не принято рассказывать истории времен Джона Уэйна, почти все последние успешные образцы вестерна – «Братья Систерс», «Власть пса» - так или иначе являлись деконструкцией жанра.
Есть попытки придать повествованию актуальные коннотации и в новом фильме Хилла, но сделаны они очень неуклюже. Темы феминизма и борьбы за права темнокожих здесь заявлены с самого начала, но на протяжении всего фильма не раскрываются почти никак, вплоть до самого финала, когда нам все проговаривается настолько прямолинейно и в лоб, что хочется возмутиться.
При этом фильм еще и очень странно и депрессивно снят, картинка всегда какая-то желтая, сцены короткие и регулярно обрывающиеся на полуслове. Не удался даже третий акт с пальбой и дуэлями, традиционно самый важный для любого вестерна.
Понравиться этот фильм может, скорее всего, только персональным фанатам Уиллема Дефо, который играет типичного Уиллема Дефо со всеми вытекающими из этого позитивными моментами.
Больше о новых фильмах рассказываем в Telegram-каналах «Первый ряд» и «Киноразряд»