16 августа 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР на совместном заседании приняли решение о строительстве железнодорожной линии от Астрахани до Кизляра протяжённостью 335 км. Эта дорога стала одной из крупнейших строек военных лет. На стройку было мобилизовано местное население, многие Среднеахтубинцы строили эту дорогу. В основном это были женщины и подростки.
В рекордные сроки к 4 августа 1942 года строительство линии было завершено. Железная дорога обеспечила надежную связь тыла и фронта во время Сталинградской битвы.
Немецкие люфтваффе нещадно бомбили железную дорогу, поэтому вдоль дороги были размещены зенитные расчёты, укомплектованные в основном молодыми женщинами и девушками. Ведь для страны эта дорога стала поистине настоящей «Дорогой жизни».
Старшее поколение Среднеахтубинцев знают, что во время войны на железнодорожном перегоне недалеко от посёлка, немецкая авиация разбомбила советский эшелон с боеприпасами. Остатки, которых долгое время находили местные мальчишки, а некоторые даже занимались опасными играми со взрывчатыми веществами. В наше время эта история превратилась практически в легенду и уже нельзя с достоверностью было сказать в каком именно месте произошло то далёкое по отношению к нам событие. Но, до недавнего времени.
Недавно в сети интернет я обнаружил фото с надписью: «Разбомбленный советский эшелон в районе Сталинграда. Август 1942. Снимок сделан с немецкого самолета».
Сначала я подумал, ну мало ли какой это паровоз, может быть именно этот разбит, где ни будь в Эльтоне или в Ахтубинске. Но посмотрев спутниковую карту Яндекс, не нашёл нигде таких же очертаний рельефа железной и грунтовой дороги.
В комментариях к фото было написано, что снято фото с самолёта J-87 «Штука», но закрылки должны быть, с другой стороны. Мало того, по логике вещей паровоз должен был следовать по направлению к фронту, в Сталинград, а здесь паровоз развёрнут в совершенно противоположную сторону.
И меня осенило. Фото проявлено в зеркальном отображении!
Как только я отзеркалил данное фото, всё встало на свои места до мельчайших подробностей. Даже зенитные батареи, которые я сначала принял за части разбитых вагонов на фото, оказались на том же самом месте, как и на Яндекс карте. (Остатки от них виднеются до сих пор).
И вот теперь, спустя 80 лет в районном историко-краеведческом музее появится реальная иллюстрация этого трагического события из истории нашего района.