Для человека далёкого от мест лишения свободы, тюрьма она и есть тюрьма. Что изолятор временного содержания, в который человека заперли на пару суток. Что полноценная зона. Что СИЗО. Что такое этап, мало кто понимает. Да и до определённого момента это понимание в общем-то и не требуется.
Однако, самобытность нашей пенитенциарной системы, создала собственную специфику процесса. И даже ее отдельную культурную составляющую. Поэтому и жизнь заключённого можно делить на разные стадии. Этап это одна из таких стадий.
Что такое этап
Этап это не формальный термин, но обывательский. Фактически, этапом называют процесс перемещения заключённого между двумя учреждениями. В какой-то степени можно сказать, что перевозка зеков в автозаке между СИЗО в Санкт-Петербурге и колонией в условной Воркуте, это и есть этап.
Этап это явление, которое существует еще со времён Российской империи. В те времена заключённых гнали пешком до места организации ссылки или каторги.
Формально, этапированием можно назвать доставку из изолятора в колонию, с целью отбытия наказания. Процесс этапа может растягиваться месяцами. Естественно, это постоянное наблюдение и конвой.
Этап первый: изолятор
Итак, судебный приговор вступил в свою законную силу. Что дальше? Дальше нужно будет увезти заключённого в колонию. Именно с момента получения приговора начинается этап.
Заключённого не будут отдельно уведомлять о том, что начинается этап. Уведомят лишь об отправке, дав некоторое время на сбор вещей. С собой взять можно до 50 килограмм вещей. Перед этапом можно получить одно короткое свидание. А можно и не получить.
Второй этап: вагонзак
На этой стадии как раз зеков перевозят в Столыпинском вагоне. Не совсем в них, но на самом деле, стандартный столыпинский вагон мало поменялся с момента его создания.
Надо отметить, что это один из самых неприятных маршрутов. Потому что поезда с заключёнными ездят очень медленно. А еще у них достаточно много остановок. Поэтому в принципе, зек может провести в такой ЖД-тюрьме и пару недель. Естественно, их круглосуточно охраняют.
Следующая стадия: пересылка
Владимирский централ и подобные пересылки используются для транзита. Это место для временного размещения заключённого. Именно с пересылок осуществляют распределение заключённых по колониям.
Впрочем, заключённого могут отправить с пересылки и обратно в поезд. Тут уже все зависит от того, куда заключённого собираются отправить.
Некоторым заключённым вообще не придется посещать пересыльную тюрьму. Другим же не повезет. К моменту доставки на пересылку, места в конечной колонии может не оказаться. Тогда придётся сидеть и ждать, пока будет осуществлено перераспределение.
Если колония очень далеко, то этап может продолжаться и месяц.
О закономерности распределения
Регламент изложен в 73 статье уголовно-исполнительного кодекса. Никаких жёстких привязок и закономерностей нет.
Правда есть корреляция, между тем какое преступление было совершено и колонией назначения.
Что до распределения, то тут все зависит от планов центрального аппарата ФСИН. Формально, могут оставить сидеть дома. А могут отправить на другой конец страны. В этом плане, результат распределения случайный. Столь же случайный, как и логистика распределения призывников на срочную службу.
Проблемы этапирования
Начать стоит с того, что заключённый на этапе, по сути исчезает с радаров. В частности, близкие и родственники не могут ничего узнать о заключённом. Жив он или умер. Может быть заболел. Возможно случилось ещё что-то плохое.
Ничего этого узнать во время этапирования попросту не получится. Так устроена система.
По мнению ЕСПЧ, нынешняя система этапирования, нарушает права человека. Связано это с тем, что отправка заключённого на другой конец страны, создаёт дополнительные трудности для родственников и близких. Ведь им приходится добираться чуть ли не на 3-4 видах транспорта, до дальних колоний. О том, что это дорого, даже говорить не будем. Но это ещё и очень долго.
Альтернативные маршруты и средства транспорта
Вагонзак это не всегда аксиома. Дело все в том, что до некоторых регионов добраться на поезде проблематично. Например, на маршруте из Красноярска в Норильск, используют изредка авиаперевозки. Правда, происходит это крайне редко. И по сути, это лишь интересное событие для федеральных каналов. Не более того.
Ведь авиаперевозки это очень дорого. А политика ФСИН совсем не нацелена на то, чтобы расходовать деньги на излишний комфорт для заключённых. Напротив, мы можем видеть лишь обратную тенденцию.
Хоть и попытки перевернуть все с ног на голову были. Например, постройка новых «крестов».
Из интересного: даже сегодня формально существует процедура пешего этапирования. Но при небольших расстояниях.
Заключение
Специфика географических масштабов нашей нынешней страны, накладывает ряд существенных ограничений на такой простой процесс, как перевозка заключённых. И решения этого вопроса на данный момент не предвидится. Просто по причине того, что в отличие от Европы, у нас очень много незаселенных территорий.
Все кто смотрит статью или видео, обязательно подпишитесь на канал, поставьте лайк и прокомментируйте. Вам не сложно нажать на кнопку и ни чего не стоит. Мне приятно, что канал развивается и много кто сможет посмотреть и ознакомиться с материалом. Может кому-то помогут данные, что излагаются.