Темповое отставание в развитии речи характеризуется:
1. Хорошее понимание обращенной речи. Дайте малышу несколько заданий, которые покажут вам, как он понимает ваш язык. К 2 годам ребенок должен хорошо понимать простые инструкции и задания:
- Иди в мои объятия.
- дай мне куклу
- принеси мне мяч
- Возьмите куклу и положите ее в коляску.
- Покажите на картинке машинку, кролика, куклу.
Одним из показателей понимания языка является, среди прочего, упрямая реакция на собственное имя.
К 3 годам ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Положите куклу на стул, под стул, возле стула, спрячьте куклу за стулом.
- Возьмите книгу, подойдите к столу и положите книгу на стол.
- Принеси маме папину рубашку.
- Отметьте на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.
2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает окружающие шумы, бытовые шумы (пение птиц, гул машин, звонок в дверь, молоток), определяет направление источника звука.
3. Причинами задержки развития речи у детей очень часто являются соматические заболевания и слабость ребенка, частые госпитализации и неправильные методы воспитания в семье.
4. Хорошее когнитивное развитие. Ребенок любознателен и интересуется предметами и явлениями окружающего мира. Он делает это всеми доступными способами:
- подводит взрослого к интересующему его предмету;
- он указывает на него, мимика и интонация говорят о его заинтересованности.
5. Использование других средств связи. Такой ребенок хочет общаться с другими и находит в своем распоряжении способы общения и привлечения внимания к себе:
- тянуть взрослых за одежду;
- повернуться лицом к себе или к объекту его интереса;
- он использует имеющиеся в его распоряжении вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.
Многим детям с темповой задержкой развития речи необходима коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Проконсультируйтесь с нейропсихологом нашего центра, который имеют богатый опыт в лечении задержки речевого развития у детей разного возраста. Помните, что коррекционная деятельность при задержке речевого развития — это длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и внимания как родителей, так и специалистов.
Содержание вебинара:
1. Актуальность проблемы задержки речи у детей.
2. Как формируется речь в процессе роста и развития ребенка.
3. Виды речевых нарушений.
4. Виды задержек речи.
– Алалия. ЗРР алалического характера.
– Дизартрия. ЗРР дизартрического характера.
– Ринолалия. ЗРР ринолалического характера.
– ЗРР, обусловленная нарушениями слуха.
– ЗРР аутического характера.
– ЗРР, обусловленная ЗПР.
– ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью.
5. Диагностика задержек речи в раннем возрасте (0-3 г.).
6. Коррекция задержек развития речи.
6.1. Медикаментозное лечение.
6.2. Логопедическая коррекция.
6.3. Аппаратные методы коррекции.
6.4. Телесные методы.
7. Что родители могут делать сами для профилактики и коррекции задержки речи у своих детей?
– Как развивать гуление и лепет.
– Игры и упражнения на формирование зрительного и слухового восприятия.