В Петербурге, как и по всей стране, стремительно растёт популярность BNPL-сервисов. Новый тип рассрочки позволяет бизнесу компенсировать падение спроса, а потребителям — купить товары, на которые не хватало денег. Гладко на бумаге, но что с оврагами?
Коллаж 78.ru: pngwing.com, pexels.com, Armin Weigel/globallookpress.com, flaticon.com/Septiana Faza
Как отложенные платежи превращались в привычку
«Купи сейчас, плати потом» — так с английского переводится расшифрованная аббревиатура BNPL. Звучит, как стандартная реклама рассрочки, а то и вовсе обычного потребительского кредита. Только в отличие от рассрочки данную услугу могут предоставлять компании, весьма далёкие от финансового рынка. Они не проверяют кредитную историю и не заключают стандартный кредитный договор. Чаще всего BNPL-сервисы используются в интернет-торговле, когда речь идёт о приобретении недорогих товаров, и покупка «долями» совершается в несколько кликов. К радости как покупателей, так и продавцов.
На Западе BNPL-сервисы существуют давно. Сперва рынок захватили специализированные игроки вроде AfterPay или Klarna, потом к новому формату стали присматриваться гиганты вроде Apple. В Россию это поветрие пришло только в 2021 году. Всё началось с сервиса «Долями», который запустил Тинькофф Банк. Вскоре эстафету подхватил «Яндекс», создавший свой продукт «Сплит» для торговли на площадке «Яндекс.Маркета», а дальше количество игроков начало стремительно расти, несмотря на ворчание со стороны Центробанка.
При этом взрывной рост интереса к новому формату со стороны потребителей отмечен с февраля-марта 2022 года. Согласно исследованию, проведённому недавно «Долями», 10% россиян пользовались BNPL-сервисами при покупках в течение последних шести месяцев. А объём покупок, совершённых по схеме «плати потом», по данным компании, с марта по август увеличился в шесть раз.
В свою очередь сервис по предоставлению рассрочки Flexipay изучил поведение продавцов. Оказалось, что за тот же период с февраля-марта значительно выросла и доступность данного типа покупок. Если в начале года только 20% малых и средних компаний продавали товары на новых условиях, то к сентябрю этот показатель вырос до 35%. Ещё в 20% компаний заявили, что находятся в процессе выбора сервиса и условий, а в 30% допустили введение BNPL-формата в будущем.
Скрытые риски для потребителей
С одной стороны, Россия вписывается в глобальные тренды. В 2020-м и 2021-м годах объём BNPL-транзакций во всём мире дважды подряд вырастал вдвое, достигнув в итоге 120 млрд долларов. В Allied Market Research считают, что этот аттракцион неслыханной щедрости будет продолжаться ещё долго, и к 2030-му году показатель достигнет 4 трлн долларов. С другой стороны, поворотная точка в российских успехах BNPL-сервисов не может не внушать опасений. Многие представители бизнеса не скрывают, что к экспериментам с новым форматом их подтолкнуло падение спроса, произошедшее на фоне вынужденного увеличения цен, подчас на 15-50%.
Для бизнеса ситуация выглядит практически беспроигрышной. Подключив услугу на маркетплейсе, продавец при совершении транзакции получает свои деньги мгновенно, а далее клиент рассчитывается уже с сервисом. Поначалу речь шла о стандартной схеме — четыре платежа, каждый из которых совершается раз в две недели. Однако постепенно появляются и другие варианты — растут и доступные сроки по расчётам, и лимит по одобряемым суммам. Немногие готовы взглянуть в глаза суровой правде — это лишь откладывание проблем, а не их решение, так как рано или поздно запас заёмных средств тоже иссякнет.
О рисках же для потребителей ещё в конце 2021 года предупреждал Центробанк. 1 ноября, то есть, почти год назад регулятор разослал письмо банкам, кредитным организациям и МФО. В нём отмечалось, что предоставление рассрочки без заключения потребительского договора по своей «экономической сути» «схоже с кредитно-заёмными отношениями». Это сходство тем более очевидно, что порой с ростом срока платежей или его размера увеличивается и стоимость товара, то есть, фактически это скрытые проценты. Только отсутствие кредитного договора ухудшает положение потребителей. Речь идёт об обязательных условиях вроде ограничений по уступкам требований, стоимости заёмных средств и объёму штрафных санкций. При этом информация о сделках не попадает и в Бюро кредитных историй. В итоге банки лишены возможности адекватно оценить финансовую нагрузку на клиента, выдавая ему уже стандартный кредит, а сам он в силу природного оптимизма и слабых математических способностей может запросто переоценить свои возможности.
Год назад ЦБ анонсировал изменения в регулировании нового рынка и призвал профессиональных игроков до этих реформ воздерживаться «от участия в указанных в настоящем письме практиках». Из последующих комментариев стало ясно, что Банк России хотел бы максимально приблизить BNPL-формат к стандартному потребительскому кредиту. Проблема в том, что тот же «Яндекс» вообще не является финансовой компаний, подотчётной ЦБ. Да и профессиональные игроки либо решили, что речь в письме идёт не о них, либо просто его проигнорировали. А никаких существенных изменений в регулировании BNPL за год так и не произошло.
Дешёвая конфетка или бесплатный сыр?
Это особенно странно на фоне недавнего решения Центробанка об ограничении выдачи тех же потребительских кредитов с 1 января 2023 года. В информационно-аналитическом докладе Банка России эти планы объясняются сокращением реальных доходов россиян, что ведёт к росту числа реструктуризаций задолженности и ухудшению качества необеспеченных потребкредитов. Отмечается, что уже к середине 2022 года доля проблемной задолженности превысила 10% от всего портфеля, а объём необеспеченных кредитов только за август вырос на 1,8%. Поэтому для банков и МФО введут количественные лимиты на потребкредиты. В ЦБ опасаются, что легкомысленное отношение к стандартам кредитования сделает финансовую систему более уязвимой.
Однако если эти меры не затронут рынок BNPL, то фактически подтолкнут его дальнейший рост. Даже мировая практика говорит о том, что услугами BNPL-сервисов часто пользуются потребители, которым стандартные кредиторы отказались бы выдавать займы. То есть, «платить потом» люди, в основном, предпочитают не от хорошей жизни. Тем более что в большинстве случаев речь идёт о небольших тратах, которые более состоятельный человек смог бы совершить без заёмных средств.
Другие риски лёгких покупок давно разглядели в странах, где BNPL-формат появился уже давно. Сами сервисы обещают продавцам рост конверсии и повышение продаж. При этом потребители фактически совершают больше стихийных и необязательных покупок, а небольшой размер разового платежа подчас вводит в заблуждение, так как человек редко держит в голове весь объём лежащей на нём финансовой нагрузки. В результате процент спонтанных покупок действительно растёт, при этом потребитель может быстро покинуть зону комфорта, столкнувшись с непосильной нагрузкой. На фоне отмеченного ЦБ падения реальных доходов россиян BNPL для многих потребителей может стать бесплатным сыром в захлопнувшейся в конце концов мышеловке.