6,7K подписчиков

«РУССКИЙ ДИЗЕЛЬ» ЛЮДВИГА НОБЕЛЯ

152 прочитали

13 октября 1862 года Иван Ишервуд, купец и механик, продал свой небольшой чугунолитейный и машиностроительный завод «Имервуд» на набережной Большой Невки коммерсанту Людвигу Нобелю. Поначалу на купленном производстве Нобель делал чугунные печки, водопроводную арматуру и батареи отопления. Потом поступили заказы от артиллерийского ведомства.

Людвиг Нобель
Фото: https://fr.m.wikipedia.org/wiki/Fichier:Ludwig_Nobel.jpg
Людвиг Нобель Фото: https://fr.m.wikipedia.org/wiki/Fichier:Ludwig_Nobel.jpg

Завод постоянно расширялся, строились новые корпуса и реконструировались старые. К концу 19-го века на Выборгской стороне вырос гигантский комплекс из цехов, мастерских и жилых домов под названием механический завод «Людвиг Нобель». Он считался одним из ведущих в России производителей паровых двигателей, котлов, насосов. Первым в стране начал выпуск колес с резиновыми шинами. Также здесь производилось оборудование для нефтяной промышленности. Кстати, многое придумал инженер-конструктор Владимир Шухов: насосы-коромысла, которые качают нефть, котлы, цистерны, резервуары, нефтепроводы.

А потом случилась сделка века. Завод возглавил сын Людвига — Эммануил Нобель, обладавший талантами менеджера и финансиста. Он за 500 тысяч рублей золотом купил у Рудольфа Дизеля право монопольного применения в России его изобретения — дизельного двигателя. Инженеры петербургского завода поколдовали над купленными чертежами и впервые в мире приспособили двигатель работать не на керосине, а на сырой нефти — более доступном топливе.

Фото: https://www.drive2.ru/b/579068520080343896
Фото: https://www.drive2.ru/b/579068520080343896

С 1899 г. завод развернул массовое производство первых отечественных двигателей, в том числе для судов, танкеров и кораблей. Дизели от Нобеля стояли на электростанциях Петербурга, насосной станции городского водопровода, освещали торговый дом Елисеевых на Невском проспекте.

Нефтяной дизель-мотор обладал хорошим КПД, мощностью и экономичностью, постоянно совершенствовался и славился как «русский дизель». Именно такое название получил завод после революции. «Русский дизель» успешно выпускал мощные дизельные агрегаты, генераторы и электростанции до самого конца 20-го века. Сейчас его преемником считается машиностроительный завод в Кингисеппе.

Фото: https://4traveler.me/jorneys/osobnyak-nobeley-i-zavod-russkiy-dizel
Фото: https://4traveler.me/jorneys/osobnyak-nobeley-i-zavod-russkiy-dizel