Формирование здорового произношения у детей происходит постепенно. Сначала ребенок усваивает легкие для произношения звуки, позже в артикуляции добавляются более сложные звуки.
Согласно научным исследованиям, в настоящее время в России около 40% детей имеют проблемы с фонетическим произношением (они продолжают неправильно произносить звуки родного языка в возрасте 5-6 лет, когда речь должна формироваться). Нарушение фонетического произношения негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, его самооценке, формировании личностных качеств, общении со сверстниками, а также препятствует овладению письмом и чтением.
Проблемы с произношением звука _р_ у дошкольников одни из самых частых. Серия подготовительных упражнений для правильной артикуляции звуков _р_.
"Улыбка". Улыбнитесь так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и задержитесь в этом положении на 5-7 секунд.
"Трубка". Вытяните рот трубкой.
"Блин". Поместите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Убедитесь, что нижняя губа не натянута на зубы, а верхние зубы также не прикрыты (т. е. сохраняется положение «улыбки»). Если язык не принимает желаемой формы, произносите слоги «ба-ба-ба», высунув язык между губ. В случае успеха вытяните язык, не произнося эти слоги, и дуйте, пока не образуется желобок вдоль средней линии языка.
«Чьи зубы чище?» Откройте рот и используйте кончик языка, чтобы «почистить» верхние зубы изнутри, двигая языком из стороны в сторону.
"Китти". Согните широкий кончик языка к носу. Если это не сработает, потренируйтесь сначала облизывать верхние зубы справа налево под губой, а затем облизывать верхнюю губу.
"Художник". Улыбнитесь, откройте рот и погладьте твердое небо кончиком языка, двигая языком вперед-назад.
«Качели» (внутри рта). Загибайте широкий кончик языка попеременно вверх и вниз между зубами, постепенно втягивая его вглубь рта.
Все движения следует выполнять медленно, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
"Лошадь". Нажмите на кончик языка. Подсосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать его, широко открывая рот.
"Грибок". Губы в положении «Улыбка», зубы открыты. Прижмите переднюю часть языка к твердому небу. Удерживая язык в таком положении, соедините и разомкните зубы до появления легкой боли в области подъязычной связки.
«Колебание». Откройте рот, тяните язык попеременно то к носу, то к подбородку.
"Футбольный". Рот закрыт, губы закрыты. Кончиком языка с силой прислоняемся то к одной, то к другой щеке.
«Турция» / «Чат». Широким кончиком языка тянем вперед-назад по верхней губе, не отрывая языка. При этом произносится БЛ-БЛ-БЛ.
"Пулемет". Улыбнитесь, откройте рот и постучите кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук _д_: «д-д-д». Сначала произносите звук _д_ медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, открыты на 10-15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произнесите _3_ звука (должен получиться звук, похожий на рев двигателя). Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка тонкий и подвижный, губы не округлены.
Чтоб разобраться в этой проблеме маме нудно поднимать причину ЗРР. Предлагаем пройти серию записей вебинаров из образовательной программы «Нейроалмаз».
Этот вебинар посвящен задержке развития речи у детей. Продолжительность: ~7,5 часов
Содержание
Часть 1
Нарушение речи. Определения, термины. Речевой онтогенез в норме и дизонтогенез.
Часть 2
Выявление факторов риска различных нарушений речевого и онтогенетического развития у детей. Методы выявления отклонений онтогенетического развития.
Часть 3
Алалия.