Продолжение старой темы ...
Прошлые публикации (о воде, о жилье, о еде):
а теперь :
О том, как тянется и монтируется связь
Ежели вы открыли эту статью (в десктопе или на телефоне), то содержащий ее набор цифровых данных неизбежно прошел через цепочку кабелей связи. И не каких-то кабелей, а кабелей волоконно-оптических.
Ну, уровень развития техники связи сейчас такой.
Как бы вы ни получили свой абонентский интернет-пакет - по вайфаю, по GSM, LTE, домовой сети или даже по устаревшей медной ADSL - все равно общий поток цифровых данных к распределяющим по абонентам устройствам идет по волоконно-оптическим кабелям, точнее - волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), построенных на волоконно-оптических кабелях.
Вот о том, как эти самые ВОЛС строятся и монтируются , речь и пойдет.
Все видели, как на улицах или еще где-то работаю чумазые люди, таскающие туда-сюда черные кабели, но мало кто задумывается о том, насколько необходима их работа :)
Длина отрезков кабелей, производимых на заводах - обычно до 5 км (сколько на барабан намотать можно), а протяженность ВОЛС может составлять десятки километров - так что концы кабелей еще надо смонтировать в неразрывную кабельную линию.
Мы, монтажники, называем такие монтажные узлы (муфты или "оборудование световодных подключений") "точками".
Сколько я сам, лично смонтировал ВОЛС и точек - честно говоря, давно со счета сбился. Наверное, что-то около 2500 км линий связи и под 800 точек... Ежели нанести на карту треки моих разъездов по Узбекистану (а он по площади почти равен Франции и Италии, вместе взятым) , получится так :
И 90% обозначенного на карте красным - работа на строящихся и монтируемых линиях связи.
Но на карте не показаны десятки "точек" внутри городов, а это низовой, местный , уровень связи - между городскими АТС , между станциями сотовой связи, между домами, и т.д., и т.п.
Бригады, работающие в городах у люков кабельной канализации, вы все видели, так что фото тут лишнее.
Но в населенных пунктах часто происходят аварии, когда какой-нибудь экскаватор порвет кабели - и тут аварийным бригадам приходится срочно выезжать на место и работать в любое время суток и при любой погоде:
Самое интересное в городских условиях - это протяжка и ремонт кабелей кабелей , протянутых между домами - по стенам, чердакам и подвалам.
Например , так (тут кабель натягивается между крышами домов):
Или так (а тут кабель выводится с чердака по наружной стене в подвал):
Наверное, у каждого монтажника, долго работающего в этой сфере , найдется масса памятных историй о чердаках и подвалах - чего там только не случается, и чего там только не найдешь !
Этим летом мне 2 часа пришлось безвылазно работать на чердаке под железной крышей - наружная температура в тени была +44 градуса, ну а под раскаленной железом крыши, наверное, доходило до +70, как в парилке.
Сами чердаки, особенно в старых зданиях с богатой историей , в частности предприятий и НИИ - порой живописные лабиринты заковыристой вентиляции, пригодные для съемок фильмов ужасов, порой - мечта мастера "сделай сам", поскольку забиты старой мебелью, какими-то электроприборами и прочей рухлядью, а порой - залежи редких химических элементов, поскольку везде валяются банки с всевозможными лабораторными реагентами, вроде оксида таллия и прочей экзотики.
Подвалы - в том же духе.
Как-то получив у управдома ключи от подвала, поздним вечером, мы с напарником, проползши на карачках под низким сырым потолком 100 метров, починили обрыв кабеля в подвале, а когда приползли обратно к люку - обнаружили, что управдом, решив, что мы уже ушли, запер люк и ушел спать. Так и пришлось с час сидеть у запертого люка (телефоны у нас обоих сели), как индеец Джо из "Тома Сойера" в пещере , и скулить, пока какая-то девица, пойдя в туалет, не услышала нас через шахту и не вызвала управдома....
Еще один низовой уровень связи - локальные сети предприятий и учреждений.
Вот, например, один из узбекистанских каменноугольных разрезов:
А это транспортер на этом разрезе ; красный толстый кабель сбоку - тоже оптический, приходилось ремонтировать и такой :
Может возникнуть вопрос, как вообще можно перебить столь мощный (10 см диаметром !) кабель, но истории разные бывают. В данном случае вылетевший из камнедробилки, как снаряд, осколок породы перебил и этот кабель, и стальную стойку, на которой он был подвешен.
А однажды мне пришлось восстанавливать линию связи, перебитую молнией.
Молния, впрочем, экзотика - кара небесная за сокровенные грехи начальства ; а у неряшливых пользователей, не убирающих мусор, кабели порой сгрызают мыши :
Некоторые ведомства, например, железнодорожники и энергетики, строят собственные, ведомственные, ВОЛС, для своих нужд.
Скажем, железнодорожники либо тянут кабель по столбам для электричек, если эти столбы имеются, либо укладывают кабельные трубы внутри насыпи :
Тут я ,без лишней скромности, могу похвастать, что лично смонтировал самую, наверное, длинную неразрывную ВОЛС в Узбекистане - 165 км от пункта передачи до пункта приема - и как раз вдоль железной дороги.
Или, скажем, ведомственные линии газовиков, вдоль газопроводов - они тоже тянутся на сотни километров :
Выше местного (внутригородского, например) уровня связи стоит зональный - например, связь между райцентром и окружающими кишлаками.
Это уже поинтереснее - зональные трассы подлиннее, достигают иногда нескольких десятков километров и проходят порой через весьма живописные места - поля, каналы, языки пустыни между оазисами, а то и невысокие горные хребты.
Небольшая фотоподборочка с зональных линий связи:
А вот типичный для зональных линий связи сюжет:
История тут такая: поздняя осень, экскаватор с утра копал вдоль сухого поля траншею для укладки кабеля. В обед экскаваторщик оставил машину на поле и ушел в кишлак обедать. В это время на поле пустили воду (для промывки почвы от соли !). Так что, вернувшись с обеда, экскаваторщик увидел то, что на фото.
Выше зональных стоят магистральные линии связи - международные и соединяющие области внутригосударственные .
Вот старое фото, которое я бы назвал символом скитаний связиста-монтажника, работающего на магистральных линиях :
Салатного цвета машинка - это наш экспедиционный "дамас" производства УзДэуАвто. Мы тогда съехали с дороги в пески, чтобы подъехать к кабельному котловану, да и застряли в песке, и выбираться нам помог гаишник (в зеленой форме). Приехали на это место из Ташкента, а где находимся - можно оценить по указателю...
"Дамас" - вообще хорошая машинка, способна ехать поперек свежевспаханного поля, за что мы его прозвали "маленьким танком" ; а если он и завязнет - двух человек хватит, чтоб его приподнять и вытолкать из ямы. Вот еще фото из другой поездки:
Магистральные линии связи тянутся на сотни и тысячи километров, и за год-три, пока реализуется проект - насмотришься чего угодно и побываешь в самых разных ландшафтах, какие только есть в Узбекистане !
Немножко примеров :
Вот фото в песках Ёмонкум (часть Кызылкумов в 80 км от Учкудука) - тут я раскапываю котлован с кабелем. ( Кабель на глубине 120 см, но песок совершенно сухой - выбросишь две лопаты, полторы съедут вниз. Именно из-за этого опыта я и считаю, что пробиться через сухой снег, заваливший палатку, у дятловцев шансов не было ! ) :
Старая понтонная переправа через Амударью (фотографировать новый стационарный мост мне не разрешили), около которой по дну реки тянется труба, через которую протягиваются кабели связи :
Свежая кабельная траншея и котлован в пустыне в 50 км севернее Бухары:
И еще - пара кадров работы кабелеукладчика (типа бульдозер опускает в грунт и тянет типа плуг, только этот плуг полый - через него пропускается и закрепляется на глубине кабель) :
Но больше всего лично я люблю монтаж линий связи по высоковольтным линиям эдектропередач (ЛЭП).
Это так : по самому верху ЛЭП всегда подвешивается грозозащитный трос - для защиты от молний. Иногда в этот трос встраивается и кабель связи - в основном этот вид кабеля используют для своих нужд энергетики.
А интересно здесь то, что если обычные линии связи, прокладываемые в грунтовых траншеях или трубах, все же , как правилл, привязаны, для упрощения строительства, к дорогам (авто или железным), то у энергетиков заботы другие - сделать ЛЭП как можно короче, для минимизации потерь энергии.
А потому высоковольтные ЛЭП идут напролом - через горные отроги, через пустыни, степи и горные леса.
И чего только не увидишь, когда двигаешься от опоры к опоре - зачастую совсем безлюдные и труднодоступные места !
Следующие снимки я сделал именно при строительстве и монтаже ВОЛС на высоковольтных (500 кV) линиях электропередач .
Во этот кадр - в Сурхандарье (южный Узбекистан). ЛЭП пересекает открытые пески, а мы ищем хоть какой-то проезд в этих песках, чтобы добраться до нужной опоры :
"Нива", кстати, этот бархан осилила !
Бывают и более зеленые места - например, однажды, чтобы добраться к нескольким опорам, пришлось 30 км ехать через арчовый лес :
Для допуска к такой работе мне пришлось сдавать экзамены на верхолаза и ТБ по работе с высоковольтным оборудованием, хоть я ни разу и не электрик и не строитель - ничего, пригодится. Зато интересное занятие, можно смотреть на мир с высоты. Хотя, конечно, обычно опускают кабель на землю и, после монтажа, поднимают его наверх рабочие, но иногда приходится делать это и самому:
Вообще, протяжку кабелей связи по опорам ЛЭП осуществляют, конечно, профильные СМУ, оснащенные соответствующей техникой (грузовики, бульдозеры, краны и т.д.). Но иногда бывает, что приходится срочно ремонтировать аварию в местах, в которых пробитые при строительстве ЛЭП подъездные дороги давно заросли, осыпались и стали непроходимыми для техники - и тогда люди добираются до места пешком и справляются по старинке - чисто мускульной силой :
И в заключение - о самом запомнившемся мне в моих рабочих выездах местечке.
Вот фото : это межгорная долина в южном Узбекистане, сфотографированная сверху, с продолжения трехсотметрового обрыва, видного в левой половине кадра :
Можете рассмотреть, что там справа внизу, указанное красной стрелкой ? Это - три опоры ЛЭП высотой с 5-этажный дом, но до них далековато.
А теперь переместимся к этим нижним опорам и сфотографируем уже от них место, с которого сделан снимок долины (тоже помечено красной стрелкой):
Так вот, задача у прокладчиков и монтажников была такая : закрепить кабель связи на верхней опоре, стоящей над трехсотметровым обрывом, опустить его с обрывы вниз, дотянуть до нижней опоры, натянуть , закрепить и смонтировать муфту для организации непрерывной линии связи. И если расстояние между верхней и нижней опорами по прямой ("кабельный пролет") составляло всего-то чуть больше одного километра, то проходимой дороги для человека или транспорта по этой прямой не существовало - и от верхней опоры к нижней нам пришлось ехать кружным путем аж 120 километров !
Что ж, мы с этой задачей справились...
Небольшая добавочка: в основном мои снимки сделаны летом - но это совсем не значит, что работа всегда ведется в тепле (хотя , подозреваю, кое-кто из читателей предпочел бы температуры от 35 до 65 градусов тепла , при которых большинство этих кадров сделано, небольшому морозцу).
Иногда работать приходится и при такой погоде :
Просто когда мерзнешь как цуцык, стараешься не вытаскивать из-под свитера цифровой фотоаппарат, чтоб он тоже не замерз.
------------------------------
Так что, уважаемые читатели, включая свой смартфон или ноутбук - вспоминайте иногда о героических связистах, зарабатывающих простуды, тепловые удары и гастриты, чтобы вы могли зайти в, скажем, Дзен, и оставить свои комментарии...
#узбекистан #связь