Сюжета много - действия мало, весь фильм - сплошной диалог, а чтобы понять развязку и смысл придётся подумать. Вам нравится такое кино? Тогда приятного просмотра - "Простая формальность" Джузеппе Торнаторе.
Это мистико-детективная психодрама 1994-ого года, поэтому заранее настраивайтесь на серьёзный лад, для отдыха такое кино точно не подойдёт и фоном для ужина, тем более, не послужит. И учтите, что весь фильм, а это почти два часа, идёт проливной дождь, и вам вместе с главными героями придётся просидеть всё это время в обветшалом полицейском участке, почти без электричества, с протекающей крышей, с непишущими шариковыми ручками и часами без стрелок. Если вас и это не останавливает, то послушайте вкратце сюжет, может, ещё передумаете смотреть кино, пока не поздно.
С главным героем фильма писателем Оноффом (Жерар Депардьё) произошла странная и страшная история. Ночь, дождь, гроза. Где-то кого-то убили. Онофф в полубессознательном состоянии, весь промокший и грязный. Он изо всех сил пытается спрятаться от разбушевавшейся стихии. На дороге его останавливает полицейский патруль. Дальнейшие события происходят стремительно и от задержанного не зависят. Всё словно предопределено. И вот наш герой уже в статусе обвиняемого. В чем же? В убийстве. Кого? А он не помнит. События последнего дня (или дней - он этого тоже не помнит) стерты из его памяти. Но улик предостаточно. Такая вот запутанная история со скрытым смыслом.
Может быть, комиссар полиции (Роман Полански) поможет разобраться? Он производит впечатление умного следователя и тонкого психолога.
Комиссар, похоже, знает, что наша память хранит в себе многое из того, что мы хотели бы забыть. Но в какой-то момент мы будем должны, нет, просто обязаны всё это вспомнить. Да, некоторые детали могут быть стёрты, но основная часть остаётся сохранной. Это плохо или хорошо? Смотря для кого. У обвиняемого и жертвы разные резоны. Онофф уверен, что он ни то, ни другое. Уверен, но не помнит, что делал вчера.
Так почему бы полицейскому напрямую не предъявить обвинение Оноффу? Странно.
В этом странном отделении есть ещё одна странность - огромное количество фотографий. Ну просто на все случаи жизни. И все - мертвецов. Горы папок с досье высятся до самого протекающего потолка.
Сам фильм даёт постоянное ощущение вашего присутствия в сюжете. Кажется, что вы сидите вместе с комиссаром и писателем за одним столом. Эти двое разговаривают при свечах неторопливо и откровенно. Всё бы ничего, но в полиции такие неформальные допросы не проводятся. Что это за странное место? И комиссар действует как-то уж слишком вкрадчиво и осторожно, словно уговаривает Оноффа покаяться, а не признаться... Они даже выпили с задержанным вина, довольно неплохого, кстати.
Обратите внимание, чтобы понять основную мысль этой истории, стоит подумать о свойствах души, вспомнить, что душа - это "бессмертная субстанция и нематериальная сущность".
Сложный фильм и очень насыщенный сюжет, словно писательский, а не киношный. Ограниченное место действия, малый состав персонажей, плотная, густая атмосфера, наполненные диалоги, интрига в начале и загадка в конце. Кажется, теперь сложилось всё.
О, ещё одна странность. Комиссар читал все произведения задержанного писателя. Бывает, скажете вы. В том числе, и неизданное, да?..
Но ведь Онофф что-то же вспомнил о себе, о своей жизни, о прошлом, об окружении. Он вспомнил где жил, своего издателя, номер его телефона. Написал бы кому-нибудь записку, позвонил бы, наконец... Но он почему-то не смог. Почему?
Заметили, сколько странностей я перечислила по ходу повествования? Уверена, что вы найдёте ещё несколько во время просмотра. Смотрите очень внимательно и вы точно раскроете дело.
И тогда вы поймёте кто убийца, кто жертва, что за за странное место этот полицейский участок, куда везут Оноффа в самом конце фильма. И почему между полицейскими зашёл такой странный диалог:
- Он ещё не знает?
- Вы тоже не знали. Никто не знал.
Хотя, может быть, вы уже всё поняли? В любом случае, я настоятельно рекомендую вам посмотреть этот киношедевр. Не мимоходом - найдите время и не отвлекайтесь. Лучшая роль Депардьё, я его таким ещё не видела. Полански играет по-режиссёрски точно, словно сам поставил для себя эту роль. А ещё этот дождь... Под музыку Эннио Морриконе.
А у меня на сегодня всё. Пока писала статью - пробрало до мурашек. Бывает же такое.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
Думаю, что лайк и отзыв сегодня обязаны оставить все.