Найти тему
Вокруг Да около

Велопрогулка вокруг озера Сестрорецкий Разлив в Санкт-Петербурге

В октябрьский солнечный день я отправился на велопрогулку по маршруту Белоостров-Сестрорецк-Разлив-Тарховка-шалаш Ленина-ж/д станция Дибуны. Рассказываю вам, что интересного увидел по пути и зачем вообще стоит прокатиться по такому маршруту.

Фото автора
Фото автора

Небольшая предистория. Изначально я узнал про интересный маршрут на природе от знакомых. Они пешком прошли от ж/д станции Тарховка до ж/д станции Дибуны. Там около 13 км, по пути можно посмотреть на озеро Разлив, на шалаш Ленина, а также прогуляться в лесу, насладиться природой. Летом у меня не получилось туда съездить, решил сделать это в октябре. Но 13 км на велосипеде не так много, поэтому решил продлить маршрут, заехать еще погулять в Сестрорецк, он рядом.

Сестрорецкая ж/д ветка
Сестрорецкая ж/д ветка

Но у той железнодорожной ветки есть одна особенность. До Сестрорецка редко ходят электрички, потому что там на большей части маршрута один путь. И идут они из города гораздо дольше до Белоострова, чем ехать через Удельную и Песочное. Поэтому я решил доехать до Белоострова на электрички с Ланской, чтобы сократить время в пути, но увеличить маршрут. И, таким образом, прокатиться практически вокруг озера Сестрорецкий Разлив.

Электричка идет всего 28 минут с Ланской, поэтому я быстро оказался в своей точке старта. Стоит электричка 55 рублей+43 рубля за велосипед.

Вид на реку Сестру рядом с СНТ СИЗ
Вид на реку Сестру рядом с СНТ СИЗ

Я лишь по пути узнал, что из Белоострова попасть в Сестрорецк можно и через заказник Сестрорецкое болото, но карты отправили меня через СНТ СИЗ недалеко от реки Сестры. Основное, для чего туда стоит ехать, это сама река Сестра. Известна она тем, что некоторое время являлась приграничной рекой между двумя государствами.

Таможенный мост через реку Сестру. Фото автора
Таможенный мост через реку Сестру. Фото автора

Первое упоминание о Сестре относится к 1323 году, когда впервые по реке прошла граница между Новгородской республикой и Швецией. В 20 веке река была приграничной между Россией (потом СССР) и Финляндией. Вплоть до 1940 года граница России проходила здесь. Раньше река впадала в Финский залив, но во времена Петра I её отвели в созданное им водохранилище, о нём позже.

Я проехал по Сестрорецкому шоссе, которое разделяет СНТ СИЗ на две части, а потом переходит в небольшую дорожку, а затем вообще тропинку с большим количество камней, по которым не очень удобно ехать на велосипеде. Но это длится недолго, дорога выходит к Таможенному мосту через Сестру. Мост назван так лишь в сентябре этого года, так как рядом находилась одна из таможней на границе государства.

Дорога к Сестрорецкому рубежу. Фото автора
Дорога к Сестрорецкому рубежу. Фото автора

Затем в сторону Сестрорецка можно поехать по Приморскому шоссе, но я любитель ездить по более мелким дорогам без или почти без машин. Специально для меня вдоль Приморского шоссе идет небольшая дорога, которая сначала пересекает ж/д пути Сестрорецкого направления, а потом идет к одной интересной достопримечательности.

Вот здесь я узнал, что попасть к заказнику Сестрорецкое болото можно и со стороны Сестрорецка через выставочный комплекс Сестрорецкий рубеж. Простите, слишком много слов, связанных с Сестрорецком.

Музей находится здесь. Фото автора
Музей находится здесь. Фото автора

Сестрорецкий рубеж - выставочный комплекс, который находится рядом с Сестрорецком (а не в нем, как многие думают). Представляет собой музей, который находится в восстановленном Артиллерийском Полукапонире и несколько экспонатов вокруг него. Музей работает ТОЛЬКО в выходные и праздничные дни. Так что в будни можно лишь, как я, приехать посмотреть на экспонаты снаружи.

Выставочный комплекс Сестрорецкий рубеж. Фото автора
Выставочный комплекс Сестрорецкий рубеж. Фото автора

Снаружи находятся несколько ЖБОТов, два больших ДЗОТа "Тигр" и "Моська", а также несколько небольших подвижных укреплений, которые можно было перевозить или перекатывать с одного места на другое. Про все это написано на стендах. Там даже на улице можно провести как минимум целый час, да и в музее должно быть много интересного. Обязательно вернусь сюда в выходные.

Я въехал в комплекс с другой стороны, а выезжал через "парадный" вход, где красуется такая табличка.

Главный вход. Фото автора
Главный вход. Фото автора

Дальше как раз находится табличка въезда в Сестрорецк, а путь пролегает через Сквер Пограничников, где тоже есть красивая арка на вьезде и пару памятников, но я решил ехать дальше.

Целью не было захватить весь Сестрорецк, а посмотреть на интересные места в части города около озера Разлив. Тут оно подступает вплотную к Приморскому шоссе, есть удобная дорожка для пешеходов и велосипедистов с красивым видом на озеро.

Озеро Разлив в Сестрорецке. Фото автора
Озеро Разлив в Сестрорецке. Фото автора

Пару слов про озеро. Сестрорецкий Разлив - далеко не природный водоем. Это водохранилище, которое было создано Петром I в 1721 году путём запруды реки Сестры и реки Чёрной. Течение реки Сестры было повернуто от Финского залива и теперь река впадает именно в Разлив. Сделано это было для нужд Сестрорецкого оружейного завода, который тогда строился в новообразованном Сестрорецке. Датой основания города считается 20 сентября 1714 года, когда Петр побывал на этом месте вблизи старого устья реки и задумал построить здесь свою загородную резиденцию.

Река Малая Сестра вытекает из Разлива. Фото автора
Река Малая Сестра вытекает из Разлива. Фото автора

Именно поэтому в 2014 году в Сестрорецке появился сквер имени Петра Великого, где за 14 лет до этого поставили бюст императора. Там же находится площадь Свободы с красивым зданием, в котором с одной стороны кинотеатр Курортный, а с другой стороны администрация курортного района Санкт-Петербурга.

Бюст Петра Великого в сквере его имени. Фото автора
Бюст Петра Великого в сквере его имени. Фото автора

Рядом со сквером через Офицерский мост находится Петропавловская церковь. Она не такая большая, как одноименный собор, но тоже выглядит красиво. Рядом с ней есть несколько интересных мест. На воде Разлива находится красивая беседка с иорданью, а рядом с церковью стоит макет первой в России подводной лодки - "потаенного судна", как ее называли во времена Петра I.

Макет Потаенного судна. Фото автора
Макет Потаенного судна. Фото автора

Первое испытание случилось в 1721 году, а еще раз обновленное судно испытали в 1724 году. Но через год Петр умер и дальше испытаний дело не пошло. Про эти моменты напоминает картина около беседки и макет судна с камнем, на котором указана дата.

Картинка испытаний и беседка. Фото автора
Картинка испытаний и беседка. Фото автора

Тут же рядом находится Никольская часовня, а рядом с ней памятник погибшим подводникам во время Великой Отечественной войны. Он представляет из себя большую стену с перечислением подводных лодок и их капитанов. Тяжело всегда смотреть на такие памятники.

Памятник погибшим подводникам. Фото автора
Памятник погибшим подводникам. Фото автора

Также тут рядом находятся исторические плотины Дестрема и Гаусмана. Можно про каждую из них написать свою историю, но тогда текст окажется в два раза больше. Лучше приехать и увидеть своими глазами.

Петропавловская церковь. Фото автора
Петропавловская церковь. Фото автора

Дальше мой путь проходил вдоль железной дороги Сестрорецкого направления к станции Разлив. Я ехал по улице Мосина, того самого изобретателя винтовки. Он родился в Воронежской губернии, но в 1894 году стал начальником Сестрорецкого оружейного завода, в Сестрорецке же и умер в 1902 году.

Улица Мосина проходит до самой ж/д станции Разлив, тут и заканчивается. Около станции Разлив есть две основные достопримечательности. Кроме них в основном люди сюда приезжают летом, что искупаться на одном из ближайших пляжей озера.

Памятник Ленину около жд станции Разлив. Фото автора
Памятник Ленину около жд станции Разлив. Фото автора

Около станции стоит еще один памятник Ленину, где Ильич сидит, чем этот памятник удивляет. Информации про него не так много, известно лишь, что он стоит достаточно давно и, как я понял, был установлен аж в 1935 году. Если у вас есть другая информация, пишите.

Кроме памятника Ленину в поселке Разлив (который является частью Сестрорецка) находится многим известный Сарай Емельянова. Именно в нем первые несколько дней скрывался Ленин после того, как уехал из Петрограда со станции Удельная вместе с тем самым Николаем Емельяновым на его дачу. После сарая Ленин переехал в шалаш на другом берегу Разлива, уже чуть более известный широкой публике.

Сарай Емельянова и касса (слева). Фото автора
Сарай Емельянова и касса (слева). Фото автора

Сарай представляет из себя небольшой дом с чердаком, где как раз жил Ленин, под стеклянным куполом. Вход туда платный, касса находится в соседнем деревенском домике. Вход стоит 150 рублей для взрослых, можно купить комплексный билет на два музея (шалаш и сарай) за 300 рублей. Музей открыт в 1925 году через год после смерти Ленина. Долгое время сарай стоял под открытым небом, лишь в 1970 году над ним был сооружен купол.

Маленький Ленин во дворе сарая. Фото автора
Маленький Ленин во дворе сарая. Фото автора

Кроме сарая у Емельянова было еще два дома, в одном из них находится сейчас касса, а второй просто стоит рядом. Во дворе дома находится маленький памятник Ленину, есть и другие выставки. Точно стоит туда заглянуть.

Следующим пунктом моего маршрута был как раз шалаш Ленина, но и по пути до него есть несколько интересных мест.

-19

Недалеко от ж/д станции Тарховка по пути к шалашу есть что? Правильно, еще один памятник Ленину. Он был построен здесь еще до войны, как "ворота" по пути к шалашу. Памятник остался в первозданном виде, а вот буквы Ленин раньше были совершенно другими. Лишь в 1978 году буквы, как на фото ниже убрали и заменили их теми, которые можно видеть сейчас.

Фото pastvu.com. 1973-1974 гг.
Фото pastvu.com. 1973-1974 гг.

Через Тарховскую улицу находится серп и молот, где начинается велодорожка в сторону шалаша. По ней я и поехал. Но по пути заглянул на пляж "Новый", с которого открывается прекрасный вид на озеро Разлив. Таких видом дальше будет огромное количество, а этот первый.

Новый пляж Разлива. Фото автора
Новый пляж Разлива. Фото автора

После чего по левой стороне дороги идет прекрасная велосипедная и пешеходная дорожка прямо до шалаша. Не ожидал, что здесь все так обустроено. Хотя понимаю после историй о том, как сюда в советское время приезжали толпы туристов.

Фото автора
Фото автора

Дорожка идет практически по берегу Разлива, периодически попадаются пляжи или просто выходы к воде, откуда можно полюбоваться озером и увидеть Сестрорецк практически на той стороне. При этом по идее велодорожка находится с другой стороны дороги, но там виден только лес.

Дорожка вдоль Разлива. Фото автора
Дорожка вдоль Разлива. Фото автора

У шалаша находится большая парковка с рестораном и ротондой, которая сохранилась с советских времен. Хотя сохранилась - это звучит громко. К сожалению, она разваливается и некому ее починить. Хотя сама территория шалаша выглядит приятно и ухоженно.

Слон на парковке шалаша. Фото автора
Слон на парковке шалаша. Фото автора

Около парковки есть такие интересные декоративные фигуры слона, обезьяны и каких-то сказочных героев.

От парковки до музея Шалаш Ленина 250 метров. Велопарковка есть уже прямо около входа в музей. А ехать до музея на велосипеде разрешается. Около музея находится старый памятник шалашу и Ленину, который появился здесь в 1927 году. Рядом с ним находится макет шалаша, где жил Ильич. Как говорили работники музея, макет шалаша меняют раз в 3-5 лет из-за погодных условий.

Памятник шалашу и сам шалаш дальше. Фото автора
Памятник шалашу и сам шалаш дальше. Фото автора

Само здание музея представляет собой закругленное помещение. Внутри я тоже побывал не успел, потому что обязательно хочу вернуться сюда с семьей.

Музей шалаш Ленина. Фото автора
Музей шалаш Ленина. Фото автора

Кроме самого музея заслуживают внимания памятники Ленину. Здесь их как минимум три на улице. Два памятника сделаны в 1926 году, один из стоял на Невском заводе, а другой у завода Красный Выборжец. Также точно обращает на себя внимание голова Ленина, который сейчас стоит прямо у вход в музей, а раньше была ближе к макету шалаша. Интересно, почему перенесли.

Бюст Ленина около входа в музей. Фото автора
Бюст Ленина около входа в музей. Фото автора

Кроме памятников и музея можно увидеть пирс, который также сохранился с советских времен. Летом отсюда можно доехать до сарая и обратно по маршруту Ленина, а сейчас просто полюбоваться видом Разлива и Сестрорецка на другом берегу.

Пирс около шалаша Ленина. Фото автора
Пирс около шалаша Ленина. Фото автора

Около пирса продолжается Красный маршрут. Только там я узнал про него. Это очередная эко-тропа, которая проходит частично по берегу Разлива, а потом уходит по лесной тропе в сторону и заканчивается недалеко от ж/д станции Дибуны. Длина ее 10,5 км. Примерно половина тропы асфальтированная. От пирса примерно метров 500 придется идти/ехать по песчаной дорожке, а затем продолжается асфальтированная дорога, которая на картах указана как Дорога на Глухое озеро. Она уходит чуть вглубь от Разлива, но озеро все равно видно. Здесь в основном хвойный лес, который в любое время года выглядит красиво.

Беседки на Красном маршруте. Фото автора
Беседки на Красном маршруте. Фото автора

Я решил свернуть на Глухое озеро, хотя Красный маршрут шел дальше. Но в итоге там ничего интересного не нашел, к тому же нормального спуска с этой стороны озера нет, там сейчас частная огороженная территория, на которую не попасть. Спуск есть в лесную часть озера, можно к нему подойти, но специально туда точно не стоит ехать.

Глухое озеро. Фото автора
Глухое озеро. Фото автора

Я вернулся на маршрут, увидел мост через реку Черную, где заканчивается заповедник Сестрорецкое болото, проехал под ЗСД и благополучно выехал к поселку у станции Дибуны. После шалаша Ленина ничего интересного посмотреть по пути не было, можно просто прокатиться и прогуляться в лесу по хорошей дорожке. По пути есть несколько скамеечек с крышей для отдыха или укрытия от непогоды. 

Мост через реку Чёрную. Фото автора
Мост через реку Чёрную. Фото автора

Свой путь в этот день я закончил на ж/д станции Дибуны, откуда пришлось уехать на автобусе, так как у электричек был внезапный для меня перерыв с 14 до 17, а не как обычно с 12 до 15-16 часов. Скажу вам, что новые лазурные автобусы не приспособлены для перевозки велосипеда от слова совсем. Но это уже другая история.

Конец Красного маршрута около станции Дибуны. Фото автора
Конец Красного маршрута около станции Дибуны. Фото автора

Маршрут получился таким, я насчитал, что проехал примерно 28,8 км. Трек один раз сбился, так что там цифра поменьше.

Трек маршрута
Трек маршрута

Рекомендую этот маршрут тем, кто хочет узнать побольше про историю Сестрорецка, посмотреть на такие интересные места, как Сестрорецкое болото, Сестрорецкий рубеж, увидеть много памятников Ленину и узнать историю его побега в 1917 году. Ну и просто провести время на природе, вдали от толпы людей.

Как вам маршрут? Какое место больше всего в нем понравилось?

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обязательно комментируете, стараюсь отвечать всем. Вижу ваши комментарии и буду ещё больше писать, что находится вокруг да около нас.

Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там много интересного и еще больше фотографий и интересных мест.

#велосипед #прогулка #санктпетербург #история #сестрорецк #ленин #разлив #велопрогулка #достопримечательности