Найти тему
Хроника христианина

Традиционный фундаментализм современной церкви уже исчерпал свой жизненный ресурс

Вполне закономерно, что истоки либеральной теологии «спрятаны» в протестантизме. Догматическое и традиционно-культурное наследие православия и католичества дает слишком мало пространства для мировоззренческого маневра. XIX — нач. XX века- время прорывных философских инсайтов и научных открытий. Происходит серьёзнейшая деформация привычного представления о мире, обществе, человеке.
Бог, Его Промысел и забота о всех нас, место Церкви в мире и т.п. «классические» представления уже мало вписываются в эту новую реальность.


Нечто подобное происходит и сегодня в наше цифровое преображение (времени и мира). Рождается достаточно сложный и противоречивый мир. Однако, тогда для протестантизма это не оказалось проблемой.

Принципиальный разворот от доктрины в «сторону» христианской этики и социального служения обществу произошёл достаточно «естественно». Вера в способность и возможность человеческого разума обустроить наш общий земной ДОМ была фирменным коньком либеральной теологии ещё со времен Просвещения и даже чуть раньше. К этому времени антропоцентризм имел уже давнюю историю. А для пытливых мыслителей его основополагающие принципы считались очевидными и совершенно разумными.


Церковная традиция, слепая вера, истинность церковных представлений о мире, обществе (его иерархии), человеке и т.д. – уже не являлись априорными для ученых, определяющих «большую интеллектуальную политику». Это то, что на поверхности. Но есть и скрытый аспект.
Для традиционно-религиозного мировоззрения наиболее опасным являлась ВЕРА (новоявленных апостолов от науки) в ВОЗМОЖНОСТЬ человеческого разума не только избавить мир от культовых предрассудков, но и СПОСОБНОСТЬ человека построить более совершенное, справедливое общество. Средневековое общество, сакрализованное христианской церковью, явно не отвечало этим требованиям.


Можно сказать так. Церковь не сдала этот исторический экзамен Бога. И дело не столько в инквизиции или бесчисленных гонениях на всех, кто имел дерзость мыслить иначе. Дело в жестком табуировании любой попытки на сколь-нибудь даже слабый месседж по изменению общества. То есть, социальное преобразование общества для церковников было априори невозможным.


И сегодня я слышу голоса христиан считающих, что единственно приемлемой формой общественной организации народов является только Царство. По аналогии с Царством Небесным. Но если Небесное Царство – царство Любви и Справедливости (так нам говорят), то на земле был «построен» прямо противоположный симулякр. Да и ещё освещенный сакральной властью. Можно долго спорить об этом, но факт остается фактом – человечество (в лице его лучших представителей, в интеллектуальном смысле) отправило в утиль это древнее недоразумение. Вернемся к теме.


Три кита позднего Просвещения – Кант, Гегель и Шлейермахер (примат нравственности – разума – интуитивного опыта) дали мощный толчок для либеральной теологии. Заметьте, не Откровение. Библия для либеральных теологов – это собрание древних текстов, которые в свою очередь, сложились под влиянием древне-иудейских представлений и псевдонаучных знаний. То есть – очень древней и архаичной культуры. Какое там БогоОткровение. О чем вы? Бибилия служила и служит только паллиативным инструментарием для обоснования новых представлений об обществе, культуре, истории, науке, мировоззрении. То есть о том, что современный либеральный теолог пытается вам впарить.


Для либеральной теологии очень важны четыре идеи: 1) доверие к разуму, 2) примат личности, 3) имманентность Бога, 4) мелиоризм (убеждение, что человеческая природа может улучшаться и улучшается). Начиная с Шлейермахера, основная аудитория – это просвещенные люди, мыслители и ученые. Элитаризм – вечный конек либерала от богословии. Сверхъестественное – на чем стоит и крепнет вера в православии и католичестве, мало интересует людей этого направления мысли. Это паллиатив. Старческие костыли. Химеры прошлого, постоянно вступающие в жесткое противоречие с современными научными представлениями («научная картина мира»). А перед наукой либеральная теология ВСЕГДА испытывала пиетет. А поскольку наука – система развивающихся знаний (и сегодняшние теории, завтра станут вчерашними), либеральная теология – рисковала оказаться глупой служанкой науки.

P/S.

Где-то 20-е годы XX века либеральная школа теологии пережила закат своей популярности. Человечество принципиально не захотело становится лучше. Благочестивее и религиозней, что ли. Мировые кризисы – мировоззренческие, экономические, политические и мировые войны, стали причинами утраты влияния либеральной теологии на умы человеков. Экзистенциализм отчаявшегося человека начал рулить растерянными умами. Либеральный оптимизм сменился мрачным пессимизмом и нигилизмом. Колоссальный разрыв между Богом и человеком стал очевиден. Бог стал отчужденным и совершенно не рефлексируемой реальностью. Как ни странно, но именно этот мировоззренческий кульбит обусловил возвращение к библейскому, «классическому» вИдению сакрального.


Богословская неоортодоксия была естественным ответом на человеческое вопрошание в божественною пустоту.


Главная попытка либеральных теологов – примирения веры и разума, исторически потерпела экзистенциональный крах. Хотя и сегодня, потребность в смягчении противоречий между наукой и религий + откровенная дегуманизация современного общества не дают потухнуть идеям либеральной теологии. И возможно, мы станем свидетелями её «второго дыхания».


Традиционный фундаментализм современной церкви
уже исчерпал свой жизненный ресурс.