Сегодня произошел очень интересный инсайт! Решил предложить студентам игру-практикум по опросным методам исследования. Со студентами занимались составлением вопросов для онлайн анкеты, но задача стояла в том, чтобы избежать наталкивания формулировками вопросов на определенные социальные ожидания или поведения, которые положительно воспринимаются обществом. Ребята должны были составить 10 вопросов, которые позволили бы провести исследование, но не натолкнуть на тему исследования. Ведь достаточно часто мы встречаемся с очень прямыми и некорректными вопросами при проведении подобных исследований. А задача респондентов в этой игре - по вопросам понять, что хотят изучить.
Действительно, когда мы слышим любые вопросы, мы начинаем продумывать как на них ответить, чтобы о нас сложилось определенное впечатление (если это, конечно, нам нужно). Особенно это может проявляться, когда мы заинтересованы в результате интервью. Это может быть при собеседовании, при социологическом исследовании, прохождении определенной диагностики. О том как работодателю можно подготовиться к интервью я уже писал. Но вот исследователю важно, чтобы ответы были максимально достоверными.
И вот предлагаю несколько приёмов, которые не натолкнут респондента на ожидаемые ответы:
- Закрытые вопросы, вопросы формата да/нет. Они очень ограничивают круг мыслей и загоняют в определенные рамки, поэтому пользуйтесь открытыми вопросами .
- Хорошо будет формулировать вопросы с точки зрения поведения человека в этом случае гораздо сложнее слукавить. Не просто спрашиваете: “Как вы проводите свободное время?”, а, например, “Что вы будите делать в конце трудового дня, после общения с семьей?”.
- Очень хороший прием, когда вы делаете список вопросов нечетким и закрытым, а примерным и если чувствуете, что ваш собеседник начинает раскрываться, задаете ему уточняющие вопросы.
- Разбор кейсов и ситуаций. Можно задать вопрос как бы вы повели себя при таких обстоятельствах, тут как раз могут проявиться личностные качества и компетентность собеседника.
- Внимание к деталям и формулировкам, если мы просим описать некоторый процесс, то уточнения, помогут понять действительно ли собеседник понимает, о чем идет речь.
После составления вопросов, мы со студентами приступили нескольким тактам проведения короткого интервью, продолжительностью 10 минут. А потом уже занялись разбором, того получилось ли составить вопросы, так как мы этого ожидали.
В действительности, когда начали обсуждать вопросы и предполагать возможные темы, было очень интересно слушать студентов и следить за ходом их размышлений. И самое интересное, что у ребят получилось подвести респондентов к определенным инсайтам, а это очень хороший показатель, когда мы можем спроектировать ситуацию озарения и присвоения определенного образовательного опыта. Своего рода соревнование позволило достаточно динамично и интересно провести это занятие. Поэтому, хочу сказать используйте нестандартные форматы образовательных занятий, это может быть интересно и увлекательно!