Статистика использования детских автокресел в России радует: рост с 32 до 81% за 5 лет! То есть четыре малыша из пяти едут в автокресле, необходимость которого уже не вызывает сомнений у родителей. Но как выбрать детское кресло: по весу, росту, возрасту? Разберём ключевые параметры автокресел, которые нужно учесть при покупке.
Перевозка детей в машине: правила и штрафы
Сперва напомним, что говорят ПДД о перевозке детей в автомобиле. Действующие правила требуют наличия детского удерживающего устройства (автокресла или бустера):
- для ребёнка младше 7 лет — при перевозке на заднем сиденье;
- для ребёнка младше 12 лет — при перевозке на переднем сиденье.
Начиная с 7 лет при поездке на заднем сиденье правила допускают просто пристегнуть ребёнка штатным ремнём безопасности. Но лучше использовать бустер, чтобы исключить риск подныривания под ремень при ДТП.
Штраф за перевозку ребёнка в машине без детского удерживающего устройства в 2022 году составляет 3000 рублей. Стоит отметить, что адаптер ремня не является таким устройством и может использоваться только в паре с автокреслом или бустером.
Кстати, в правилах есть ещё один «детский» пункт 12.8, запрещающий оставлять ребёнка младше 7 лет в автомобиле без присмотра. Это особенно важно летом, когда салон машины на солнце раскаляется за считанные минуты.
Сертификация детских кресел
Все продаваемые в России детские кресла должны иметь сертификаты Евразийского соответствия EAC и наклейки европейского стандарта безопасности ECE R44/04. Без этих базовых вещей кресло даже не стоит рассматривать к покупке, как бы вас не уверяли, что это «просто бумажки». Они гарантируют, что кресло проходило сертификацию и обязательные испытания на безопасность.
Цифра после буквы E в круге показывает, в какой стране проводились испытания кресла на соответствие ECE R44/04. Например, E4 — это Нидерланды; Россия — E22. Кресел старого стандарта ECE R44/03 лучше избегать, поскольку их конструкция уже не отвечает современным требованиям.
Также на детских автокреслах можно встретить наклейку i-Size (ECE 129) — это новый европейский стандарт, приходящий на смену ECE R44/04. Но в правилах Таможенного союза, применяемых в России, он пока не отражён.
Покупка автокресла: новое или б/у
Подержанное детское кресло можно купить с существенным дисконтом. Но делать так можно, только если известна безаварийная история кресла — то есть при покупке у друзей или хороших знакомых. Ведь внешне целое кресло может иметь внутренние повреждения корпуса и ударопоглощающих вставок, которые обязательно скажутся при аварии, и защита не сработает должным образом.
Другой важный фактор — гигиена. Дети часто болеют, а контактно-бытовым путём передаётся множество опасных заболеваний: от скарлатины и чесотки до брюшного тифа. Конечно, кресло нужно обрабатывать антибактериальным очистителем ткани (особенно перед первым использованием), но и в этом случае полной уверенности в безопасности бывшей в употреблении вещи не будет, особенно если ребёнок — аллергик. Поэтому лучше не подвергать малыша риску и купить новое детское кресло в магазине.
Весовые группы кресел
Автокресло должно хорошо подходить ребёнку по размерам, не быть тесным или слишком свободным. Стандарт ECE R44/04 разделяет все детские кресла на 5 групп, в зависимости от веса ребёнка. Нестыковки случаются: формально подходящее по весу кресло может оказаться для малыша тесным из-за высокого роста — поэтому в новом стандарте i-Size разделение кресел идёт по росту, а не по весу. Мы же пока ориентируемся на методику ECE R44/04 и дополнительно указываем примерный возраст ребёнка для каждой весовой группы.
Разберём особенности автокресел из каждой весовой группы.
Группа 0 (автолюльки)
В нулевую группу входят автолюльки, предназначенные для грудничков весом меньше 10 кг. Внешне они похожи на лежачий блок от детской коляски, но имеют силовой каркас и фиксируются ремнями безопасности машины. Ребёнка в люльке удерживают встроенные ремни.
Преимущество автолюльки в том, что в ней ребёнок полностью лежит, как и положено в первые недели жизни из-за слабого позвоночника. Но есть и минусы: в безопасности люлька уступает креслу, да и вырастает из неё ребёнок быстро. К тому же автолюлька занимает весь задний диван машины. В люльке удобно забрать малыша из роддома, но для регулярного использования лучше купить полноценное кресло. А ради одной поездки автолюльку проще взять в аренду.
Группа 0+
Кресла группы 0+ иногда тоже называют автолюльками, но всё-таки это кресла, пусть и своеобразной формы. В кресле 0+ малыш лежит почти горизонтально, поэтому в нём можно ездить с самого рождения.
Особенность кресел 0+ — их установка спиной вперёд, то есть против движения автомобиля. Это нужно для безопасной перевозки грудничков, шейные позвонки которых ещё слишком слабы и могут не выдержать кивок головы при резком торможении или аварии.
Автолюльки 0+ имеют удобную ручку для переноски и хорошую мобильность. Такое кресло можно вытащить из машины вместе с ребёнком, даже не разбудив его. Кресла 0+ обязательно оснащаются встроенными пятиточечными ремнями безопасности. В автомобиле они крепятся штатным ремнём или с помощью быстросъёмного замка Isofix.
Группа 1
Кресла первой группы рассчитаны на детей, которые уже уверенно сидят — малышей весом 9–18 кг в возрасте от 9 месяцев до 4 лет. Эти автокресла можно установить как спиной вперёд (рекомендуется до возраста 15 месяцев), так и по ходу движения автомобиля. Ребёнок фиксируется встроенными в кресло пятиточечными ремнями безопасности. В машине кресло крепится штатным ремнём или с помощью быстросъёмного замка Isofix.
Детские кресла 1-й группы с регулировкой наклона спинки хорошо подходят для дальних путешествий: в них удобно как сидеть и обозревать окрестности, так и спать.
Группа 2
Кресла группы 2 рассчитаны на детей весом от 15 до 25 кг и возрастом примерно с 3 до 7 лет. В таких креслах ребёнка пристёгивают уже не встроенными пятиточечными ремнями (для них он уже слишком тяжёл), а штатным ремнём безопасности машины — прямо поверх кресла.
Кресла 2-й группы устанавливаются только лицом вперёд, а крепление Isofix в них если и встречается, то «декоративное», для более удобной фиксации кресла на сиденье. Силовую нагрузку при ударе несёт только штатный ремень безопасности автомобиля.
Группа 3 (бустеры)
К 3-й группе относят так называемые бустеры, сиденья без спинки. Они предназначены для школьников весом 22–36 кг (6–12 лет). Задача бустера — приподнять пассажира над сиденьем для защиты брюшной полости от подныривания под ремень безопасности.
В отличие от полноценного кресла, бустер не обеспечивает боковую защиту, поэтому использовать его стоит, только когда ребёнок перестаёт помещаться в кресло группы 2, либо как временный вариант для поездок в такси.
Универсальные автокресла-трансформеры
Многие автокресла являются мультигрупповыми, то есть универсальными, попадающими сразу в несколько весовых групп. Как правило, они трансформируются, «вырастая» вместе с ребёнком.
Например, группу 0+ часто объединяют с группой 1. Изначально кресло устанавливается спиной вперёд с максимальным углом наклона спинки. По мере взросления малыша угол уменьшают, а когда ребенок начинает упираться ногами в сиденье, кресло разворачивают по ходу движения.
Объединяют и группы 1 и 2: в таких креслах в процессе эксплуатации меняется не только угол наклона, но и способ пристёгивания. Пока ребёнок мал, он пользуется встроенными ремнями кресла. Когда вес ребёнка достигает 15–18 кг, пятиточечные ремни демонтируют и начинают пристёгивать его штатным ремнём автомобиля, как и положено в креслах второй группы.
А если у кресла-трансформера снимается спинка, то оно захватывает и группу 3, ведь его можно превратить в бустер.
Способы крепления автокресла
По способу крепления в машине детские автокресла делятся на ременные и Isofix. Ременное кресло фиксируется с помощью штатного ремня безопасности — его можно установить в любом автомобиле, лишь бы хватило длины ремня (особенно при установке спиной вперёд). Кресло Isofix требует наличия специального крепления. Если оно в машине есть, то установить кресло Isofix проще и быстрее, чем ременное.
Выбор типа крепления довольно прост. Если в вашей машине есть скобы системы Isofix (или её американского аналога Latch, совместимого с Isofix), берите кресло с таким замком — это заметно упростит установку. Правда, Isofix-кресла обычно дороже ременных. Также придётся использовать дополнительный крепёж, обязательный для усиления Isofix: «якорный» ремень Top Tether или телескопический упор в пол.
Если же крепления Isofix в машине нет или вам нужно кресло старших весовых групп (2, 3), то выбирайте обычное ременное кресло.
Нюансы конструкции кресла
Определившись с весовой группой кресла и типом крепления, обратите внимание на множество мелких нюансов. Во многом они и составляют отличия хорошего кресла от посредственного.
- Качество исполнения. У кресла не должно быть люфтов элементов, отходящей обшивки и подклинивающих замков. Все возможные регулировки (угла наклона спинки, подголовника, боковин) должны работать чётко и иметь надёжную фиксацию положения. Отдельно проверьте работу встроенных пятиточечных ремней безопасности и их замка.
- Качество обивки. С наружной обшивкой кресла будет непосредственно контактировать ребёнок, поэтому она должна быть выполнена из качественного, приятного на ощупь гипоаллергенного материала и не иметь запаха. Убедитесь, что обивку можно снимать и стирать — делать это придётся часто.
- Подробная инструкция по установке. Для ременного кресла это особенно важно: надёжно установить его, тем более спиной вперёд, без инструкции будет трудно. Идеальный вариант — иллюстрированная инструкция прямо на корпусе кресла.
Примерка кресла
Хоть кресло и автомобильное, но в первую очередь оно детское. Не относитесь к нему, как к обычному автоаксессуару вроде компрессора — это личная вещь ребёнка, которая должна быть предметом гордости и радости. Поэтому перед покупкой обязательно дайте малышу посидеть в выбранном вами кресле. Если ребёнку некомфортно, лучше поискать другие варианты, иначе каждая поездка будет мучением для него и для вас. А комфорт водителя и пассажиров — не менее важный для безопасности фактор, чем хорошее детское кресло.