Найти тему

Что такое Коптская православная церковь?

Оглавление

Коптская означает «египетская»

Коптская, что означает «египетская», православная Церковь Александрии некогда была частью Единой Вселенской Церкви. И хотя она продолжает именоваться православной, вне общения с Православной Церковью она находится уже более 1500 лет. От православных Церквей она преимущественно отличается богословием и обладает своеобразным обрядом и иконографией.

История Коптской Церкви

Согласно Священному Преданию, Александрийская Церковь была основана апостолом Марком. Первоначально христианская вера распространялась в наиболее населенных регионах Нижнего Египта (север, дельта реки Нил), а к началу III века христианство пришло и на юг.

Проповедь была успешной. К концу III века большинство египтян стали христианами, а к концу IV столетия общее число коптов-христиан составляло около миллиона.

Апостол Марк. Рукописная икона
Апостол Марк. Рукописная икона

Успеху проповеди способствовало то, что она велась на родном для них языке. Основой для коптского письма служил греческий алфавит и демотическое письмо, а 40% слов было заимствовано из греческого. С III по IV век появляются переводы на коптский Священного Писания, творений Отцов Церкви.

Александрийская Церковь дала миру великих богословов и святых. Это – свт. Афанасий Великий, свт. Григорий Чудотворец, свт. Кирилл Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Пантен. В ней же зародилось и монашество.

Разделение и различия в вере

К сожалению, Александрийскую Церковь ждало разделение. Александрийский Патриарх Диоскор I отказался признать проповедуемое папой Римским Львом Великим учение о двух природах во Христе. В 451 г. состоялся Четвертый Собор (Халкидонский), на котором был низложен Патриарх Диоскор I и утверждено православное учение о сочетании двух природ во Христе.

Частью Александрийской Церкви этот Собор принят не был, что привело к расколу. Та часть Церкви, которая не приняла Халкидонский собор, стала Коптской Православной Церковью Александрии. Та, что приняла православное вероучение, именуется Александрийской Православной Церковью (официальное название – Патриархат Александрии и всей Африки).

Вкратце: православные верят, что божественная и человеческая природы во Христе сочетаются неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Православные – диофизиты  (от греч. δυο — «две» + φύσις — «природа»), то есть исповедуют две природы во Христе. А верования коптских христиан заключаются в убежденности в том, что при взаимодействии божественной и человеческой природы образовалась новая богочеловеческая природа. Они – миафизиты (от др.-греч. μία — «единая» + φύσις — «природа»). Таким образом, главная причина разделений – коптская неправославная христология. И, как следствие раскола, непризнание коптами последующих Соборов Вселенской Церкви.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Внешние различия

Из-за того, что Коптская церковь оказалась вне общения со Вселенской Церковью, все стороны церковной жизни развивались в ней собственным путем.

◈ Византийский богослужебный обряд не сразу вытеснил коптский, как это случилось с Александрийской Православной Церковью. Только к XII в. коптская литургия апостола Марка практически перестает использоваться. С того времени в обычные дни служится литургия Василия Великого, которая, однако, отличается от византийской и наиболее схожа с ней только анафорой. По праздникам служится литургия Григория Богослова, а во время Великого и Рождественского постов – литургия Кирилла Иерусалимского. При этом в современное богослужение включаются как чисто коптские элементы, так и западные, и византийские.

◈ Копты считают Египет родиной иконописи. Их иконописная традиция с древности практически не изменилась. Даже между древнеегипетскими фресками и современными коптскими иконами можно найти общие черты. Для коптских икон характерны яркость и выразительность, большое количество света и светлых красок, простота стиля. Отличительной чертой коптских икон является то, что святые на них изображаются непропорционально: более крупная по отношению к телу голова символизирует постоянное пребывание ума с Богом.

Праведный Ной с семьей и Ковчег Потопа
Праведный Ной с семьей и Ковчег Потопа
Древнеегипетская живопись (XIII-XI в. до н.э.)
Древнеегипетская живопись (XIII-XI в. до н.э.)
Иконы слева направо и сверху вниз: Воскресение Господне, Вознесение Господне, Пятидесятница, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Вход Господень в Иерусалим
Иконы слева направо и сверху вниз: Воскресение Господне, Вознесение Господне, Пятидесятница, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Вход Господень в Иерусалим

Современное состояние

Назвать количество верующих коптов трудно, поскольку большинство из них проживает в Египте, где христианство сейчас гонимо и на открытое исповедание веры решается не каждый. По разным оценкам, общее число коптов составляет от 10 до 25 миллионов.

Арабами-мусульманами Египет был захвачен еще в VII столетии, и веками христианство в нем преследовалось и уничтожалось. Сейчас 90% населения Египта – арабы-сунниты, не имеющие отношения к этническим египтянам. Копты же считаются потомками древних египтян. Таким образом, они являются и религиозным, и этническим преследуемым меньшинством в Египте.

Коптская церковь в ХХ веке выступала за экуменический и межконфессиональный диалог. Например, при Патриархе Шенуде III копты вступили во Всемирный Совет Церквей, поддерживали контакты с РПЦ, была даже подписана совместная декларация с РКЦ, в которой было выражено стремление к единству.

Коптская церковь участвовала и в богословском диалоге между православными и древневосточными православными церквями. Диалог был относительно плодотворным, но и довольно и спорным. Стороны согласились, что миафизиты не отрицают наличия божественной и человеческой природ, хотя и говорят о единой богочеловеческой природе. А дифизиты, говоря о двух природах, утверждают их нераздельность и неразлучность. Было признано, что патриарх Диоскор, как и миафизиты, был осужден не по догматическим, а по дисциплинарным и каноническим причинам.

Но говорить о реальном объединении не приходится. Результаты диалога не выражают полноты мнений как одной стороны, так и другой. Многие вопросы решены не были и вряд ли это случится в будущем. Например, копты, как и прочие антихалкидониты, не признают и не признают Халкидонский Собор и последующие Вселенские Соборы. Поэтому Коптская церковь, как и прежде, вне общения с Вселенской православной Церковью.

-7

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!