Найти в Дзене
РЖД Тур

Семейный портрет фон Мекков. Семья великого железнодорожника, которая строила Казанский вокзал и помогла Чайковскому стать великим

Оглавление
Последнее фото Николая фон Мекка до расстрела, участники одной из самых романтичных переписок в истории искусства — Петр Чайковский и Надежда фон Мекк
Последнее фото Николая фон Мекка до расстрела, участники одной из самых романтичных переписок в истории искусства — Петр Чайковский и Надежда фон Мекк

В фильме Кена Рассела «Любители музыки», немного выдуманной биографии Петра Ильича Чайковского, одна из самых эмоционально заряженных сцен развивается в вагоне поезда. Все взаимосвязано — Чайковский получал средства от семейства железнодорожных магнатов фон Мекков, которые развивали транспорт на территории России. Казанский вокзал, на который мы регулярно собираем пешие экскурсии, — это одна точек приложения энергии и усилий великой семьи горячих энтузиастов

Текст: @Dmitry Cherikov

За две недели до расстрела железнодорожный магнат Николай Карлович фон Мекк сказал дочери, навестившей его: «Доченька, только не надо за все это ненавидеть свою страну». Это был страшный финал транспортного энтузиаста, строителя железных дорог, мецената и пропагандиста автомобилестроения, который стал жертвой доносов в родной стране, где в переходный период многие инициативные люди становились жертвами наговоров. Впрочем, имя фон Мекка, как и его великой семьи, вписано в историю российских железных дорого золотыми буквами. Имя Николая Карловича неоднократно прозвучит во время пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта», которая регулярно проводится нашей компанией на Комсомольской площади в здании одного из самых прекрасных вокзалов XX века.

Фон Мекков не зря называли «железнодорожными королями». На протяжении огромного временного отрезка времени эта семья была тесно связана с процессами технической и экономической модернизации России. Благодаря усилиям Николая фон Мекка над оформлением Казанского получил возможность работать целый коллектив художников, тесно связанных с творческим объединением «Мир Искусства». Под руководством Николая Карловича велась работа над планом Московского метрополитена (в том числе и грузового). Николай сам разрабатывал паровозы, а в военной время — броневики для автомобильных дорог. Кроме того, именно он начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги (ныне Жуковский).

Фон Мекк живо интересовался искусством, с детства играл на скрипке. В его доме на Новинском бульваре по средам дважды в месяц собирались профессиональные музыканты и любители музыки. Коллекционировал живописные полотна, был знаком с крупными художниками, много лет помогал Михаилу Врубелю, оплачивал его лечение. После смерти художника назначил пожизненную пенсию его вдове. Помогал материально и художнику А. Е. Архипову. В принадлежащей фон Мекку усадьбе Воскресенское гостил художник Б. М. Кустодиев, писавший этюды местной природы, портреты Николая Карловича, его дочери Галины Николаевны, других членов многочисленной семьи фон Мекк.

Полная программа регулярной пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта»

Художник Сергей Александрович Щербатов, который по заказу Правления Московско-Казанской железной дороги работал над проектом росписей нового здания Казанского вокзала считал, что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».

Помимо железных дорог Николай фон Мекк известен в автомобилизме ― первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов.

Железнодорожная семья

В период начала царствования Александра II Россия активно соревновалась с Европой. Особое внимание уделяется строительству железных дорог. Государь лично заставляет многих своих приближенных участвовать в создании акционерных обществ по строительству дорог.

Решающими в судьбе железнодорожного предпринимательства явились Указ Александра II от 27 января 1857 г. о создании в России сети железных дорог и высочайше утвержденные осенью 1857 г. договора о передаче казенной Варшавско-Венской железной дороги и прав на строительство связанных с ней ветвей и новых железных дорог в руки частной компании.

Железнодорожное дело переходит в руки небольшой группы миллионеров, ставших, по существу, монополистами в индустрии.
Карл-Федорович Фон Мекк
Карл-Федорович Фон Мекк

Чиновник, ставший магнатом

В 19 лет Карл Федорович фон Мекк был устроен за казенный счет на учебу в Петербург. Он становится студентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году после успешного окончания его поступает на службу в чине поручика в ведомство путей сообщения. Молодой инженер вскоре получает место начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе. Дальнейшая его служба в государственном ведомстве связана с работой в качестве инженера и инспектора по строительству стратегических дорог в Западной части России.

В 1848 г. фон Мекк женится на Надежде Филаретовне Фроловской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на всем их совместном жизненном пути. Мало того, она стала еще и его личным стратегическим менеджером, она подталкивала мужа к карьерному росту. Брак был счастливым. Свидетельством этому были и их одиннадцать детей.

Результатом инициатив Фроловской стал кратный рост доходов фон Мекков и появление средств для того, чтобы оказывать материальную поддержку для людей искусства.

В частности, именно Надежда Фон Мекк платила на содержание композитора Петра Ильича Чайковского 6000 рублей в год — это был солидный доход, позволивший тому не работать. Профессора консерваторий, его коллеги, зарабатывали всего 300–400 рублей в год. Чайковский принимал с благодарностью помощь покровительницы, но испытывал из-за этого неловкость. Поэтому, обменявшись за жизнь более чем 1200 письмами, они никогда не встречались лично — по крайней мере, преднамеренно. Однажды Чайковский и фон Мекк столкнулись на прогулке лицом к лицу — он приподнял шляпу, она неловко промолчала — и эта встреча так и осталась единственной за тринадцать лет их дружбы.

С сыном Карла фон Мекка и Надежды — Николаем — Чайковского тоже связывала взаимная симпатия. «…Какой очaровательный человек этот добрый Коля…», – писал в дневнике Чайковский.

Кустодиевский портрет Николая Карловича фон Мекка.
Кустодиевский портрет Николая Карловича фон Мекка.

После революции 1917 года Николай фон Мекк остался служить на железной дороге. Был членом Совета технического комитета и консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Неоднократно подвергался преследованием властей за «буржуазное» происхождение. Некоторое время помогали поручительства, но с годами кольцо вокруг бывшего магната, у которого оставались значительные средства за рубежом, сужалось. Было понятно, что террор рано или поздно его настигнет.

Полная программа регулярной пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта»

Будучи технически грамотным и добросовестным человеком, Барон фон Мекк все силы отдавал восстановлению железнодорожного транспорта после разрухи Гражданской войны и его дальнейшему развитию. Тем не менее в 1929 г. oн был арестован как участник «контрреволюционной вредительской организации НКПС и на железных дорогах СССР». По постановлению судебного заседания Коллегии ОГПУ от 22.05.1929 Николай Карлович был расстрелян. Его имя упоминается в классическом произведении Александра Солженицына «Архипела ГУЛАГ», он похоронен на Ваганьковском кладбище и посмертно реабилитирован в 1991 году. Память о семье фон Мекков живет в наших экскурсиях.

Еще один портрет Николая фон Мекка работы Бориса Кустодиева.
Еще один портрет Николая фон Мекка работы Бориса Кустодиева.

Обязательно подписывайтесь на наш Дзен, где мы стараемся разнообразно и живо рассказывать о наших путешествиях, даем исторические справки и привлекаем интерес к железнодорожному туризму всеми возможными способами. Весь ассортимент наших железнодорожных путешествий доступен на сайте «РЖД Тур».

#фонмекк #казанскийвокзал #экскурсии #железныедороги #история