Модный "лук" древних евреев- образ собирательный?
Много лет назад, пре6дположительно в начале II тыс. до нашей эры, родоначальник евреев, Авраам, привел своих соплеменников из страны, лежащей в нижнем течении Евфрата, в землю Ханаанскую. Но его потомки переселились в Египет, и только через несколько столетий, став уже многочисленным народом, они во главе с Моисеем вернулись в страну своих отцов.
Одеяния древних евреев, как и их западноазиатских соплеменников, имели много сходных черт. К примеру, разноцветная одежда, подаренная патриархом Иаковом его любимому сыну Иосифу, по всей вероятности, представляла собой ковровый плащ, которые носили в племени Ааму.
У египтян евреи заимствовали мужской схенти и женскую рубашку; со временем, рубахи стали носить и еврейские мужчины. Примерно тогда же у евреев снова появились плащи.
Отправляясь в путешествие, мужчины иногда одевали вместо плаща накидку. Женщины во время путешествий надевали накидку на голову, откуда она ниспадала, покрывая всю спину ( и сразу в голову приходит образ Девы Марии).
Одежда в период расцвета
В эпоху Давида и Соломона еврейская одежда стала более изысканной. Мужчины носили поверх рубахи второе платье из цветной материи с короткими рукавами ,обшитое по краям бахромой или похожими на листья зубцами. Оба одеяния перехватывали на талии широким поясом.
Еще до Вавилонского пленения евреи стали носить две новые разновидности одежды, ставшие отличительным одеянием знати: кафтан и эфод. Кафтан состоял из двух частей, сшитых по бокам. Он имел короткие рукава, был открыт спереди, а полы его соединялись на животе шнурком или металлической застежкой.
Эфод, или наплечник , образовывали две накидки , которые носили наравне с ковровым плащом. Обе накидки имели прямоугольную форму, а по длине превышали рост человека. Их соединяли на плечах, при этом верхний край передней накидки загибали таким образом, чтобы часть груди закрывала складка. Затем все одеяние драпировали красивыми складками и подпоясывали длинным поясным шарфом, внизу, к каждому из четырех углов, прикрепляли по одной кисти пурпурного цвета, согласно предписанию Моисея.
В эпохе греческого господства евреи стали носить греческий плащ для верховой езды, так называемую хламиду(знакомое название, правда?), а римский период- пенулу с капюшоном. На голову они надевали круглую шапку, украшенную кистями или обмотанную платком.
Богатые евреи носили на ногах сандалии или полусапожки, а люди попроще ходили босиком либо надевали деревянные башмаки; иногда они обертывали ноги кожей животных.
Как одевались еврейские женщины
После эпохи царствования Соломона одежда знатных женщин стала более роскошной. Они начали носить белые, спускавшиеся до земли рубашки с широкими рукавами . Сверху на рубашку надевали еще более длинное драпированное цветное платье, рукава которого были уже настолько широки, что свисали почти до земли. Доходившие до земли одежды драпировали красивыми складками; в талии это одеяние поддерживал широкий пояс или разноцветный, вытканный золотом шарф. Однако, выходя из дома, еврейские женщины закутывались с головы до ног в темное покрывало, придерживая его руками у подбородка.
Еврейские женщины, как и египетские и ассирийские , носили ожерелья, кольца, серьги в носу и ушах, браслеты и т. п. Какова была форма собственно еврейских украшений, сказать трудно. Известно, что особенностью женского наряда были цепочки со звенящими подвесками, которые крепили к ручным и ножным браслетам. Мужчины, в отличии от ассирийцев, не носили дорогих украшений, за исключением золотых перстней- печатей.
В дни траура яркие цвета и украшения были строго запрещены, разрешалось носить только грубую одежду, подпоясанную веревкой.
Одежда первосвященников
Одежда духовных лиц состояла из рубахи, доходившей до пят, с разрезами на груди, которую стягивали шнурком на вороте. Рубаху дважды опоясывали цветным шарфом , концы его перебрасывали назад, через левое плечо. Голову обматывали сетчатой повязкой и надевали поверх нее высокий колпак, который стягивали шнурком . Кроме этого, первосвященник носил пурпурное одеяние без рукавов, доходившее до колен, нижний край которого был обшит гранатами и золотыми колокольчиками. Сверху на все это одевался эфод, украшенный голубыми и красными узорами. На плечах эфод соединяли золотыми пряжками; на груди находился прямоугольный вырез, в который помещали урим или туммим (золотой футляр, украшенный двенадцатью драгоценными камнями) . Два верхних угла урима и туммима соединяли цепочкой с плечевыми пряжками , а два нижних с помощью цветных лент прикрепляли к широкому поясу. Головной убор первосвященника напоминал чалму. Спереди к нему была прикреплена золотая пластинка с надписью "Посвященный Иегове".
Поставьте лайк, чтобы оценить статью, а что бы не пропустить новые- подпишитесь на мой канал!