Кажется, я знаю фильм «Москва слезам не верит» наизусть. Могу просто параллельно с героями проговаривать диалоги на протяжении всего фильма.
Не знаю сколько раз я его уже посмотрела, думаю, цифра неумолимо приближается к сотне. Любовь эта началась ещё с детства, с самого первого просмотра, и с тех пор я включаю его, когда скучно, когда грустно, когда очень плохо, когда наоборот хорошо, просто фоном, занимаясь другими делами, когда в панике готовилась к экзаменам, когда были проблемы на работе, всегда.
И, естественно, у меня не было ни малейшего шанса пройти мимо книги, написанной сценаристом кинокартины.
Тот редкий случай, когда сначала появился фильм (1979 год). Оскароносная картина была снята по неоконченной пьесе Валентина Черныха о судьбе девушки-провинциалки. Узнав, что объявлен конкурс сценариев для фильмов о Москве, за 19 дней автор переделал ее в сценарий "Дважды солгавшая". Характеры трех героинь были списаны с его теток — сестер матери. Конечно, Владимир Меньшов внес в историю не мало собственных поправок. А итог превзошел все ожидания. Книга же была опубликована только в 1994 году.
Если вы полистаете рецензии на книгу, одной из самых частых претензий будет то, что автор «испортил светлую и добрую сказку, опошлив и очернив её».
Мне же понравилось! Очевидно, потому что:
а) я никогда не считала фильм доброй и светлой сказкой;
б) у меня всегда оставалось много вопросов после просмотра, и с прочтением книги кое-что прояснилось.
Итак, по порядку:
Книга точно также как и фильм о трёх подругах, приехавших покорять Москву. По книге девушки приехали из одной деревни, то есть у сложившейся дружбы есть прочное обоснование. И у каждой точно также свой путь: Антонина строит семейную жизнь с Колей, Катерина строит карьеру, Людмила ищет богатого мужа. Но вот каждая из этих хорошо знакомых нам историй приобретает новые черты.
Первое, и самое для меня важное: мы больше узнаем о том, как Екатерина шла к должности директора. Показано несколько эпизодов, где она весьма цинично решает рабочие вопросы. И, о ужас, это далеко не всегда был честный упорный труд. Тихомировой пришлось кое-где и подсидеть коллегу, кое-где продвинуться не самым честным путем, в том числе и интригами против своего же любовника (да, да, того самого, которого играет Табаков). Здесь и про роль нужных связей в Министерстве, в ЦК и КГБ.
А ведь персонаж Екатерины получился максимально противоречивым, будучи по натуре скорее ведомой — это и все её отношения с мужчинами, и согласие на авантюру Людмилы, она всё-таки ещё и очень амбициозна. Целеустремленность и помогает ей добиться карьерных высот.
Второе: Людмила таки получит свой счастливый финал. Правда, уже будучи солидной дамой с престарелым генералом, чьей любовницей будет на протяжении всей книги. Да, такие вот дела! Людмила найдет себе в ведомственном бассейне на тот момент ещё подполковника (если не ошибаюсь) и будет и дальше искать себе мужа в уже подаренных нарядах. К слову, их отношения продолжаться и после брака с Гуриным. По началу Людмила будет верной женой, но чем крепче будут становиться проблемы Гурина с алкоголем, тем слабее будет становиться верность Людмилы.
Вообще Людмила, а именно воплощенный Ириной Муравьевой образ, всегда был моим фаворитом. Да, конечно, у героини спорные методы достижения целей. Но она настолько цельная, яркая, что наблюдать за ней одно удовольствие. И опять же становится ясно, почему в фильме она осталась у разбитого корыта, потому что морализаторство советского кинематографа никто не отменял, а значит и героиня, которая гналась за деньгами и роскошью не должна быть счастлива.
Третье: это отношения Антонины и Николая. Да, по началу они именно такие наивные, как и в фильме. Но мы всё-таки прочувствуем как со временем Антонина встанет у руля этого брака, собственно, и фильме это не плохо отражено в финале. Но в книге стремление кроткой Тони к власти и контролю над всем гораздо очевиднее. Думаю, самым кошмарным и «чернушным» моментом для людей, которые называют книгу «опошлением светлой истории», станет эпизод с первой брачной ночью девственников Коли и Тони. Да, он вот прям очень подробный. А потом Тоня ещё и обсудит интимные подробности с подружками. Мне, конечно, было странно такое читать с кинообразами в голове, но, в некотором смысле, даже забавно.
И да в книге достаточно постельных сцен, будьте готовы. И нецензурная лексика местами присутствует, и излишняя интимная откровенность героев.
Четвертое: Гоша и их отношения с Катериной. У меня на них особый взгляд, за который я рискую здесь получить дозу отменных комментариев. Но давайте честно, это вот вообще далеко не идеал мужчины. А у Катерины максимальное неадекватное поведение по отношению к абсолютно незнакомому мужчине. Романтично? – Спору нет. Реалистично и с перспективой на здоровые долгосрочные отношения? – Ни разу.
Не смотря на всю мою безграничную любовь к этой картине, всегда, с самой юности, даже когда я смотрела фильм вместе с мамой под её восторженные комментарии на моменте, где он накрывает её пледом, меня не отпускало какое-то подсознательное чувство, что что-то в Гоше не так. И только со временем я начала понимать что.
Эпизод, когда он курит лежа в постели вообще самый неприятный, где он ещё и цену себе набивает. Этот странный постановочный пикник, где такие же странные друзья показушно расписывают все его достоинства. Как навязчиво он приходит в дом и хозяйничает в нем, и это надменное «Годится!». Этот омерзительный психоз сидя на её кухне, за её столом, пожирая её борщ: «... а заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина!». Что простите!? Тут даже Александра в шоке!
И я отказываюсь принимать тот факт, что он даже не догадывался, кем она работает. Ок, даже, если отбросить квартиру и машину, по тем временам откровенную роскошь, но внешне-то: одежда, укладка – это вообще ни разу не обычная заводская работница, как Тоня, например. Ну чего дурочку-то включать? Ты вообще спрашивал хоть раз где она работает?
В книге мои вопросы касательно отношений этих персонажей ответов так и не получат. Георгий всё тот же супер-герой, который врывается в сюжет и спасает Екатерину из её ужасного самодостаточного одиночества. Но, безусловно, и история их зарождающихся отношений, и история его финальных поисков будут раскрыты подробнее.
По сравнению с легкостью и душевностью фильма, книга получилась гораздо более тяжелая, реалистичная, бытовая и жесткая, без претензий на высокохудожественность, слог автора очень простой. Многие сцены будут повторяться буквально дословно по фильму, а некоторые вас очень удивят. Если вы такое любите, то вам должно понравиться.
ИТОГ: порекомендую эту книгу только таким же большим фанатам фильма, как я. И только тем, кто НЕ считает Катю сказочной Золушкой, не верит в то, что на все свои наряды и роскошества Людмила зарабатывала на хлебозаводе, тем, кто знает, что в СССР секс был и готов к некоторым авторским умозаключениям о советском строе (делайте скидку на время написания книги, в 1994-м «задним умом», чего бы и не добавить).
Поделитесь в комментариях, любите ли вы фильм «Москва слезам не верит» и знали ли о существовании книги? А может быть уже прочитали?
Спасибо, что дочитали до конца💖 Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если было интересно😉
#чтопочитать #чтопосмотреть #книжныйобзор #книжныйблог #советскоекино #москваслезамневерит #книжныеотзывы