Найти тему
Таня Тузик

КИТАЙЩИНА? Фу - как грубо….Нет! - СТИЛЬ ШИНУАЗРИ!

фрагмент декора галереи с китайскими фонарями
фрагмент декора галереи с китайскими фонарями

Большая Китайская галерея -КИТАЙЩИНА?

Еще раз напомню- что коллекционирование восточных изделий прикладного искусства периодически входило в моду при разных монархах .Это свидетельствовало тогда о просвещенности( «продвинутости») вельможи или сановника…Тк Китай-Япония были далекими странами, и везти все это было далеко- предметы стоили хороших денег.

К тому же долгие времена не был раскрыт и известен рецепт китайского фарфора (под страхом смертной казни)- пока наш М.В. Ломоносов методом проб и ошибок, то бишь русским методом тыка не нашел рецептуру этого самого костяного фарфора.

китайские вазы на камине- раритет Екатерининских времен
китайские вазы на камине- раритет Екатерининских времен

Так что настоящие китайские вазы – тоже достаточно редкий раритет.

Екатерина любила этот стиль ,будучи просвещенной императрицей, имела кабинеты в китайском стиле в разных своих дворцах. Чего уж- если переписывалась с Вольтером и Лафонтеном…а дедушка Крылов просто делал очень хороший стихотворный перевод( но мы его все равно очень любим).

фрагмент интерьера китайского кабинета-шелк по стенам и орнаменты
фрагмент интерьера китайского кабинета-шелк по стенам и орнаменты

Вот какой Китайский кабинет был сделан- и даже с портретами её величества в молодости и более зрелом возрасте. Шелк во время войны и за эти годы конечно пострадал- и при реставрации по контрольным образцам-лоскутам снова был восстановлен.

портрет Екатерины II в профиль( любила свой профиль)
портрет Екатерины II в профиль( любила свой профиль)

Мебель также была сделана конкретно для этого помещения. Но все же это синтез барочной архитектуры сводчатых падуг потолка , живописи, наборных паркетов ( этого в Китае сроду не видали)- с мотивами отделки, орнаментами в интерьере на китайские темы.

падуги плафона и орнаменты
падуги плафона и орнаменты
подлинная мебель для китайского кабинета- и тот же шелк
подлинная мебель для китайского кабинета- и тот же шелк

Самая впечатляющая зала- это Большая Китайская галерея.( БКГ).

фрагмент интерьера  Большой Китайской Галереи
фрагмент интерьера Большой Китайской Галереи

При реставрации как раз БКГ реставраторы столкнулись с трудностями огромного количества утрат фрагментов деревянных настенных панно, расположенных на её стенах. Большим короблением поверхности и изысканием подобного материала по цвету и фактуре для замещения утрат. Очень кропотливая работа. Теперь перед нами предстает очень выразительный тех лет интерьер в стиле «ШИНУАЗРИ».

панно на стенах на китайские мотивы
панно на стенах на китайские мотивы
применены разные породы дерева
применены разные породы дерева

Хотя надо отметить все же слияние здесь итальянской школы архитектуры и конструкций ( судя по потолку и живописному плафону), разбивке оконных проемов и планировке с включением китайского стиля в отделку самого помещения.

фрагмент падуги БКГ
фрагмент падуги БКГ

Все равно композиционно- итальянский подход- падуги и лепнина, живописный плафон- неотъемлемые части стиля дворцов Европы….Но Галерея-то –К И Т А Й С К А Я!

Весь секрет в примененных орнаментах,, цветовой гамме и технике самих деревянных панно на стенах- как длинный свиток с разными сюжетами из жизни.

Падуги потолка отражают восточные орнаменты и иероглифы пожеланий процветания и долголетия… а живопись плафона автора ….сюжет «Союз Азии и Европы»- в лице европейской девушки и восточного принца..

живописны плафон Большой Китайской галереи "Союза Азии и Европы"
живописны плафон Большой Китайской галереи "Союза Азии и Европы"

Китайские фонари на подвесах из пасти змей с кистями и чисто восточным узором переплетов-граней- ни с чем не спутаешь..

Вот прошло …почти 300 лет- и сейчас снова этот сюжет актуален с разворотом на Восток.