Большая Китайская галерея -КИТАЙЩИНА?
Еще раз напомню- что коллекционирование восточных изделий прикладного искусства периодически входило в моду при разных монархах .Это свидетельствовало тогда о просвещенности( «продвинутости») вельможи или сановника…Тк Китай-Япония были далекими странами, и везти все это было далеко- предметы стоили хороших денег.
К тому же долгие времена не был раскрыт и известен рецепт китайского фарфора (под страхом смертной казни)- пока наш М.В. Ломоносов методом проб и ошибок, то бишь русским методом тыка не нашел рецептуру этого самого костяного фарфора.
Так что настоящие китайские вазы – тоже достаточно редкий раритет.
Екатерина любила этот стиль ,будучи просвещенной императрицей, имела кабинеты в китайском стиле в разных своих дворцах. Чего уж- если переписывалась с Вольтером и Лафонтеном…а дедушка Крылов просто делал очень хороший стихотворный перевод( но мы его все равно очень любим).
Вот какой Китайский кабинет был сделан- и даже с портретами её величества в молодости и более зрелом возрасте. Шелк во время войны и за эти годы конечно пострадал- и при реставрации по контрольным образцам-лоскутам снова был восстановлен.
Мебель также была сделана конкретно для этого помещения. Но все же это синтез барочной архитектуры сводчатых падуг потолка , живописи, наборных паркетов ( этого в Китае сроду не видали)- с мотивами отделки, орнаментами в интерьере на китайские темы.
Самая впечатляющая зала- это Большая Китайская галерея.( БКГ).
При реставрации как раз БКГ реставраторы столкнулись с трудностями огромного количества утрат фрагментов деревянных настенных панно, расположенных на её стенах. Большим короблением поверхности и изысканием подобного материала по цвету и фактуре для замещения утрат. Очень кропотливая работа. Теперь перед нами предстает очень выразительный тех лет интерьер в стиле «ШИНУАЗРИ».
Хотя надо отметить все же слияние здесь итальянской школы архитектуры и конструкций ( судя по потолку и живописному плафону), разбивке оконных проемов и планировке с включением китайского стиля в отделку самого помещения.
Все равно композиционно- итальянский подход- падуги и лепнина, живописный плафон- неотъемлемые части стиля дворцов Европы….Но Галерея-то –К И Т А Й С К А Я!
Весь секрет в примененных орнаментах,, цветовой гамме и технике самих деревянных панно на стенах- как длинный свиток с разными сюжетами из жизни.
Падуги потолка отражают восточные орнаменты и иероглифы пожеланий процветания и долголетия… а живопись плафона автора ….сюжет «Союз Азии и Европы»- в лице европейской девушки и восточного принца..
Китайские фонари на подвесах из пасти змей с кистями и чисто восточным узором переплетов-граней- ни с чем не спутаешь..
Вот прошло …почти 300 лет- и сейчас снова этот сюжет актуален с разворотом на Восток.